г. Киров |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А17-3989/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2011 по делу N А17-3989/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иваново-Москва Агромаркет" (ИНН 3702010573, ОГРН 1033700061845, место нахождения: Ивановская область, Ивановский район, д. Иневеж)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иваново-Москва Агромаркет" (далее - ООО "Иваново-Москва Агромаркет", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества, ответчик), выразившихся в непринятии решения по заявлению Общества от 01.10.2010 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:166 общей площадью 14592 м2 в собственность заявителя и об обязании ответчика принять решение по заявлению Общества от 01.10.2010.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2011 заявленные требования ООО "Иваново-Москва Агромаркет" удовлетворены, бездействие Территориального управления признано незаконным. Также суд первой инстанции обязал ответчика принять решение по заявлению Общества относительно предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:166.
Территориальное управление, не согласившись с принятым решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Территориального управления, для признания судом незаконным бездействия ответчика отсутствуют условия, предусмотренные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчиком совершены все необходимые действия в связи с поступлением заявки Общества.
Заявитель жалобы, ссылаясь на подпункт "ж" пункта 4.8 Типового положения и Положения о Территориальном управлении Росимущества в Ивановской области, указывает, что Территориальное управление осуществляет продажу находящихся в федеральной собственности земельных участков только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство). Заявка Общества от 01.01.2010 была рассмотрена Территориальным управлением и направлена в адрес Росимущества для принятия решения о приобретении заявителем в собственность земельного участка.
Ответчик обращает внимание суда на то, что в составе представленного Обществом пакета документов отсутствовали необходимые документы и сведения, в связи с чем решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не могло быть принято и пакет документов был возвращен на доработку. Территориальное управление направило 10.06.2011 испрашиваемые документы вместе с заявкой Общества в Росимущество, при этом письмом от 22.07.2011 сообщило Обществу о нахождении заявки на рассмотрении в Росимуществе. Таким образом, по мнению ответчика, последнее в пределах своей компетенции выполнило все необходимые действия.
Заявитель жалобы полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о нахождении у Общества спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. При покупке недвижимости у ООО "Иваново-Москва Агромаркет" не возникло указанное право на испрашиваемый земельный участок.
Также ответчик указывает, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих его доводы о нарушении территориальным управлением прав Общества в сфере экономической деятельности.
ООО "Иваново-Москва Агромаркет" в отзыве на апелляционную жалобу полагает доводы заявителя жалобы необоснованными, просит решение Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственным актом от 16.09.1993 N Ив-01-000-698 (711) открытому акционерному обществу "ИЗТС" (далее - ОАО "ИЗТС") на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 52,7495 га, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д.1 (л.д.90-92).
Распоряжением ТУ Росимущества от 04.06.2008 N 224 данный земельный участок был разделен на 20 земельных участков, среди которых был поименован участок площадью 14592 м2 с разрешенным использованием под свинокомплекс (л.д. 93).
Указанный земельный участок в числе прочих был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 37:24:040928:166, кадастровый паспорт земельного участка от 23.10.2008 N 24/08-18362 (л.д.95-97).
На основании договора купли-продажи от 26.07.2004 (л.д.85-87) ООО "Иваново-Москва Агромаркет" приобрело право собственности на объект недвижимости - здание свинокомплекса (литер А 95, А 96, А 97, А 98, А 141, А 142, А 143, А 144, А 145) общей площадью 1696,1 м2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:166, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004 (л.д.84).
01.10.2010 ООО "Иваново-Москва Агромаркет" обратилось в Территориальное управление с заявлением о приобретении в собственность названного выше земельного участка, а также о направлении проекта договора купли-продажи данного участка (л.д.13).
Письмом от 05.10.2010 N 12-5571-01 ТУ Росимущества сообщило Обществу об отсутствии у Территориального управления полномочий по принятию решения о предоставлении земельных участков в собственность, в связи с чем, заявление Общества направлено письмом от 05.10.2010 N 12-5571 в Федеральное агентство по управлению имуществом.
Письмом от 13.05.2011 N ПП-10/13451 Росимущество поручило ответчику осуществить проверку фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:166, а также визуальную проверку расположения на данном участке объектов недвижимости (л.д.15-16).
По результатам проверки Территориальным управлением составлен акт проверки фактического использования федерального земельного участка от 02.06.2011, в котором зафиксировано наличие на испрашиваемом земельном участке одного объекта недвижимого имущества, принадлежащего ООО "Иваново-Москва Агромаркет" на праве собственности. Также из акта следует, что на данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества. Принадлежащие на правах собственности третьим лицам, а также отсутствуют незастроенные части, которые возможно использовать под федеральные нужды.
Письмом от 21.06.2011 N 2/2 Общество вновь обратилось в адрес ответчика с просьбой направить в адрес Общества проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Письмом от 22.07.2011 N 12-3688 ТУ Росимущества сообщило Обществу об отсутствии по состоянию на указанную дату поручения Росимущества о приватизации земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:166.
Общество, полагая, что со стороны территориального управления имеет место бездействие по нерассмотрению в установленный законом срок заявки по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия ответчика и обязании последнего принять решение по заявлению Общества.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном непринятии ТУ Росимущества решения о предоставлении или об отказе в предоставлении Обществу земельного участка в собственность, в связи с чем требования заявителя были удовлетворены, бездействие ответчика признано незаконным, на него возложена обязанность принять решение относительно предоставления в собственность Общества земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус названных органов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения усматривается, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.7, 4.6, 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение о Территориальном Управлении), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Росимущества реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; выполняет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками, расположенными на территории Ивановской области, является ТУ Росимущества, следовательно, оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка, направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Заявитель жалобы полагает, что предусмотренные статьей 198 АПК РФ условия для признания бездействия ответчика в отношении заявки Общества незаконным, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает указанное мнение ответчика ошибочным в силу следующего.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков право на или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:166, и пользователь данного земельного участка в силу прямого указания закона (статья 552 Гражданского кодекса РФ и статья 35 Земельного кодекса РФ) обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким образом, уполномоченный орган обязан рассмотреть соответствующее заявление заинтересованного лица о приобретении прав на земельный участок и в месячный срок со дня его поступления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. Вместе с тем, при наличии установленных действующим законодательством оснований, с учетом положений Земельного кодекса РФ, в том числе пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, не исключено принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности.
Следовательно, непринятие уполномоченным лицом в установленный законодательством срок мотивированного решения по результатам рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка является бездействием, которое создает необоснованные препятствия в реализации права лица, подавшего заявку, на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
В связи с указанным, ссылка Территориального управления об отсутствии доказательств нарушения прав Общества, безосновательна.
Из материалов дела не усматривается, что заявление Общества о предоставлении в собственность земельного участка было рассмотрено Территориальным управлением по существу и по данному заявлению уполномоченным лицом было принято какое-либо решение (о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ заявитель обязан обосновать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом, решением, действием (бездействием), а бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, принявший акт (решение) либо допустивший действие (бездействие).
В рассматриваемом случае, ТУ Росимущества не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия в установленный законодательством срок аргументированного решения относительно заявки Общества.
При этом доводы ответчика о совершении им всех необходимых действий подлежат отклонению, поскольку произведенные заявителем жалобы действия по рассмотрению заявки (направление заявки с пакетом документов в адрес Росимущества, уведомление ООО "Иваново-Москва Агромаркет" о производимых Территориальным управлением действиях относительно заявки Общества, иные действия) в результате не привели к рассмотрению заявления по существу и принятию обоснованного решения на протяжении более чем девяти месяцев.
Указание заявителя жалобы, со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Типового положения и Положения о Территориальном управлении, о том, что ответчик осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению Росимущества, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ТУ Росимущества от исполнения установленных законом обязанностей относительно указанных заявок. При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны оказывать влияние на своевременность выполнения возложенных на исполнительный орган функций при рассмотрении данных вопросов.
Утверждение Территориального управления о том, что у ООО "Иваново-Москва Агромаркет" не возникло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, необоснованно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из указанного следует, что к Обществу как приобретателю объекта недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на него перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего собственника.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о допущенном со стороны ТУ Росимущества незаконном бездействии и обоснованно возложил на указанный орган обязанность принять решения по существу заявления Общества.
Таким образом, обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального права, содержит выводы, соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу изложенного, жалоба Территориального управления не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2011 по делу N А17-3989/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Номер дела в первой инстанции: А17-3989/2011
Истец: ООО "Иваново-Москва Агромаркет"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, ТУ ФАУГИ в Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8376/11