г. Киров |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А82-8978/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Гуреевой О.А., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Чапковичуса Д.В., действующего на основании доверенности от 30.08.2010,
представителя ответчика Зайцевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 07.06.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2011 по делу N А82-8978/2011, принятое судом в составе судьи Еремычевой И.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала (ИНН 7728262893, ОГРН 1027728000871)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени за просрочку в доставке грузов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала (далее - ООО "Газпромтранс", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 6 894 587 руб. 96 коп. пени за просрочку в доставке грузов.
Исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен N А82-7008/2011.
Определением от 11.08.2011 по делу N А82-7008/2011 исковые требования разъединены на 14 дел, в том числе выделено требование по претензии от 30.11.2010 N 05-1819 на сумму 82 065 руб., делу присвоен N А82-8978/2011.
В процессе рассмотрения спора истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ответчика 32 412 руб. 38 коп. пени.
Ответчик иск не признал, представил контррасчет, согласно которому размер пени за просрочку в доставке грузов составляет 28 440 руб. 86 коп. Считает, что истец неправильно произвел расчет пени без учета того, что спорные отправки являлись контейнерными, также дата в графе "Срок доставки истекает" в накладных указана перевозчиком неверно из условия повагонной отправки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2011 исковые требования ООО "Газпромтранс" удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 28 440 руб. 86 коп. пени; в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 3971 руб. 52 коп. и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в размере 32 412 руб. 38 коп.
По мнению заявителя жалобы, суда первой инстанции в данной части незаконно и необоснованно, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что пункт 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, в отношении спорных железнодорожных накладных NN ЭН434820, ЭН435042, ЭН434979, ЭН434884 применению не подлежит. В силу положений статьи 33 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав железнодорожного транспорта) Правила исчисления сроков доставки применяются лишь в том случае, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон. Из материалов дела усматривается, что даты исчисления сроков доставки грузов изначально были определены сторонами в железнодорожных накладных и считаются согласованными.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что по спорным железнодорожным накладным осуществлялась перевозка грузов в контейнерах, следовательно, сроки доставки грузов, а также порожних контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должны определяться исходя из норм суточного пробега при перевозке грузовой скоростью контейнерных отправок в зависимости от расстояния перевозки (пункт 2.1. Правил). В силу пункта 11 Правил для установления договорного срока доставки необходимо заключение между перевозчиком и грузоотправителем договора, предусматривающего иные, чем определены настоящими Правилами сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной. По спорным накладным истцом договора на изменение сроков доставки груза не представлены, отметки в перевозочных документах отсутствуют.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как следует из материалов дела, в сентябре-октябре 2010 года в адрес ООО "Газпромтранс" со станций Москва-товарная-Киевская МСК, Москва-товарная Октябрьской ж.д., Москва-товарная-Рязанская МСК на станцию Лабытнанги Северной железной дороги прибыли вагоны по железнодорожным накладным N N ЭН 416452, ЭН 345453, ЭН 345124, ЭН 434820, ЭН 435042, ЭН 434979, ЭН 434884 (л.д.-11-15, 28, 29).
ООО "Газпромтранс" предъявило ОАО "РЖД" претензию от 30.11.2010 N 05-1819 об уплате пени в общей сумме 216 683 руб. 96 коп. за просрочку в доставке грузов (л.д.-22-23).
В письме от 21.04.2011 ответчик сообщил об оставлении претензии без рассмотрения ввиду пропуска срока предъявления претензий (л.д.-42).
Посчитав отказ в удовлетворении претензии необоснованным, ОАО "Газпромтранс" обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Ярославской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, и, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной и выданной отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Из материалов дела усматривается, что разногласия сторон касаются определения нормативных сроков доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭН434820, ЭН435042, ЭН434979, ЭН434884.
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Как указано в статье 33 Устава железнодорожного транспорта, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии с частью 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Грузоотправитель, грузополучатель и перевозчики могут предусматривать в договоре иной срок доставки груза.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Нормы суточного пробега в зависимости от расстояния перевозки и вида отправки установлены в пункте 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Правила исчисления сроков доставки грузов предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1. Правил доставки грузов), на 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах за исключением сцепов из платформ с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами без разъединения сцепа в пути следования (пункт 5.8. Правил доставки грузов); на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9. Правил доставки грузов)
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что грузы по спорным ж.д. накладным доставлены на станцию назначения с просрочкой 4 суток, а не 5 (фактическое время в пути - 24 дня; норматив 2427/180=14 суток + 2 суток отправление, прибытие + 3 суток по пункту 5.8. Правил + 1 сутки по пункту 5.9. Правил, итого 20 суток). При этом расчет срока доставки груза судом произведен с учетом применения пункта 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов из условия суточного пробега грузовой скоростью контейнерной отправки.
Представленный в материалы дела расчет ответчика признан судом правильным.
Доводы истца о том, что сроки доставки грузов были согласованы сторонами в железнодорожных накладных и доставка осуществлена за пределами указанных сроков апелляционным судом отклоняются.
Согласно пункту 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 39, в строке железнодорожной накладной "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки грузов. Эта информация вносится перевозчиком исходя из нормативных сроков доставки груза, предусмотренных Правилами об исчислении сроков доставки груза. В силу пункта 2 названных Правил нормативные сроки определяются перевозчиком, в том числе исходя из вида железнодорожной отправки.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, спорные отправки являлись контейнерными.
Однако в данном случае срок доставки, указанный в железнодорожных накладных, был исчислен перевозчиком исходя из норм суточного пробега грузовой скоростью повагонных отправок.
При этом из материалов дела не следует, что между сторонами было достигнуто соглашение об ином сроке доставки груза, поскольку в спорных железнодорожных накладных в графе "Особые заявления и отметки отправителя" отсутствует соответствующая отметка (пункт 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом).
Договор, предусматривающий иные сроки доставки грузов, в материалах дела также отсутствует и заявителем не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости применения Правил исчисления сроков доставки грузов при определении факта своевременности доставки груза по спорный отправкам.
Оспариваемый судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2011 по делу N А82-8978/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
...
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
...
В соответствии с частью 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
...
На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Грузоотправитель, грузополучатель и перевозчики могут предусматривать в договоре иной срок доставки груза.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом."
Номер дела в первой инстанции: А82-8978/2011
Истец: ООО "Газпромтранс", ООО "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала, Ямальский филиал ООО "Газпромтранс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-738/12