г. Москва |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А41-24266/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куденеевой Г.А.,
судей Исаевой Э.Р., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомедовой Э.Д.,
при участии в заседании:
от истца - Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" (ИНН: 7736520080, ОГРН: 1057746557329): Гревцева А.С., представителя (доверенность, удостоверенная нотариально 12.12.2011 г. в реестре за 1в-769),
от ответчиков:
от Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "192 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 5003019471, ОГРН: 1035000905477): представитель не явился, извещен (возврат конверта от 14.02.2012 г.),
от Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284): представитель не явился, извещен (уведомление от 06.02.2012 г.),
от Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007, ОГРН: 1037715046467): представитель не явился, извещен (уведомление от 09.02.2012 г.),
от третьего лица - Открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт": представитель не явился, извещен (уведомление от 06.02.2012 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2011 года по делу N А41-24266/11, принятое судьей С.Ю. Бобковой, по иску Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "192 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 3 027 611 руб. 57 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "192 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны Российской Федерации) о взыскании в субсидиарном порядке долга в размере 3 027 611 руб. 57 коп., образовавшегося в результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 97900113 от 27 апреля 2007 года по оплате электроэнергии за период с 01 октября 2010 года по 31 декабрь 2010 года (л.д. 2-3).
Определением Арбитражного суда Московской области суда от 12 сентября 2011 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт") (л.д. 53).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2011 года в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "ЦТУИО") (л.д. 80).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2011 года исковые требования к ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации удовлетворены, в иске к Минобороны Российской Федерации и ФГУ "ЦТУИО" отказано (л.д. 98-99). При вынесении решения об удовлетворении иска к ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации суд исходил из доказанности факта поставки электроэнергии истцом и неполной оплаты его ответчиком. Отказывая в привлечении Минобороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности, суд посчитал, что истцом не соблюден порядок предварительного обращения с требованиями о взыскании долга к основному должнику. Требования истца к ФГУ "ЦТУИО" отклонены, поскольку не доказан факт реорганизации ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Мосэнергосбыт" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда изменить в части отказа в привлечении к субсидиарной ответственности Минобороны Российской Федерации и удовлетворить в этой части исковые требования. Заявитель указал, что предъявление иска одновременно к основному должнику и субсидиарному должнику не противоречит закону (л.д. 102-105).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить в части отказа в привлечении к субсидиарной ответственности Минобороны Российской Федерации и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в этой части. В остальной части решение суда не оспаривал.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 года N 36 при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, до начала судебного разбирательства возражения по проверке только части судебного акта не заявлены, законность и обоснованность решения проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Заслушав мнение представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы и частичной отмены судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2007 года между ОАО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации (абонентом) заключен государственный контракт N 97900113, предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных контрактом и действующим законодательством (пункт 1.1. контракта) (л.д. 6-20).
Согласно пункту 5.1.3. контракта, абонент обязуется надлежащим образом производить оплату потребленной (подлежащей потреблению) электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных контрактом.
Учитывая, что факт поставки электроэнергии за период с 01 октября 2010 года по 31 декабрь 2010 года по государственному контракту N 97900113 от 27 апреля 2007 года подтвержден представленными в материалы дела актами приема-передачи электрической энергии N Э-13/01-5418 от 31.10.2010 г., N Э-13/01-6058 от 30.11.2010 г., N Э-13/01-6681 от 21.12.2010 г., доказательства полной оплаты услуг ответчиком - ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации не представлены, и решение суда не оспаривается в указанной части, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности удовлетворения исковых требований о взыскании с ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации задолженности в сумме 3 027 611 руб. 57 коп. (л.д. 44-46).
Суд первой инстанции, признав доказанным факт поставки электроэнергии истцом и ее неоплатой оплаты ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации, отказал в удовлетворении исковых требований к субсидиарному ответчику - Минобороны Российской Федерации, поскольку истцом не соблюден порядок предварительного обращения к основному должнику.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом.
Согласно части 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора, или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с абзацем 4 части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
ФГКЭУ "192 КЭЧ" Минобороны Российской Федерации является государственным учреждением, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса.
Статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного управления или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, исходя из пункта 1 статьи 399 Кодекса, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора, или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Кодекса, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Таким образом, предъявление иска одновременно к учреждению - основному должнику и муниципальному образованию - субсидиарному должнику не противоречит закону.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации в лице Минобороны Российской Федерации как собственника имущества бюджетного учреждения.
Следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене, а требования истца к субсидиарному должнику - Российской Федерации в лице Минобороны Российской Федерации - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы за подачу иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2011 года по делу N А41-24266/11 в части отказа в удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отменить.
При недостаточности денежных средств у Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "192 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации произвести взыскание денежных средств по уплате задолженности в сумме 3 027 611 руб. 57 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску в сумме 38 138 руб. 05 коп. с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "192 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Председательствующий судья |
Г.А. Куденеева |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного управления или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, исходя из пункта 1 статьи 399 Кодекса, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора, или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование."
Номер дела в первой инстанции: А41-24266/2011
Истец: ОАО Мосэнергосбыт
Ответчик: Министерство обороны РФ, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, ФГКЭУ "192 КЭЧ района" Минобороны России, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное упрпавление имущественных отношений" Минобороны РФ
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт"