г. Чита |
|
22 февраля 2012 г. |
дело N А10-3097/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 февраля 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрелкова А.В.
судей Куклина О.А., Клепиковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.
рассмотрев в открытом заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 декабря 2011 года по делу N А10-3097/2011 по иску Муниципального образования "Город Кяхта" в лице Администрации Муниципального образования "Город Кяхта" (ИНН0312002780, ОГРН1020300715270) к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, третье лицо "Квартирно-эксплуатационная часть" Кяхтинского района (ОГРН1020300716402, ИНН0312002684) о взыскании 3 269 967,68руб. (суд первой инстанции: судья Аюшеева Е.М.)
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия судья Ботоева В.И.) приняли участие представители:
от истца - Борисов С.Б., представитель по доверенности N 428 от 05.05.2011,
от ответчика - Подпругин М.О., представитель по доверенности N 18 от 21.10.2011,
от Министерства финансов Российской Федерации - Клишина С.Г., представитель по доверенности от 30.09.2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "Город Кяхта" в лице Администрации Муниципального образования "Город Кяхта" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 3 269 967, 68 руб. убытков.
В обоснование иска указано, что Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района (далее- Кяхтинская КЭЧ) является государственным учреждением, основным видом деятельности которого является, в том числе, организация теплоснабжения военных городков, расположенных в г. Кяхта. Для исполнения возложенных на неё задач собственником имущества в лице Территориального управления Росимущества в Республике Бурятия было передано Кяхтинской КЭЧ в оперативное управление недвижимое и движимое имущество, в том числе котельные и военные городки Кяхтинского гарнизона, необходимые для проживания военнослужащих и их семей. Для организации теплоснабжения военных городков на отопительный период 2007, 2008 годы Кяхтинской КЭЧ был поставлен уголь, необходимый для работы котельных.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Бурятия N 434-Р от 28.12.2006 было прекращено право оперативного управления Кяхтинской КЭЧ на относящееся к федеральной собственности имущество, в том числе на котельные N 2, 44, 341, 231 и находящееся в них оборудование. Жилой фонд военных городков Кяхтинского гарнизона и указанное имущество были переданы в муниципальную собственность МО "Город Кяхта", у которого возникла обязанность по содержанию переданного имущества. Для обеспечения углём переданных котельных и жилого фонда военных городков МО "Город Кяхта" приобрело у Кяхтинской КЭЧ уголь в количестве 400т.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.03.2011 по делу N 10-4081/2008 с МО "Город Кяхта" в пользу Кяхтинской КЭЧ взыскано 3 269 967 руб. 68 коп., составляющих стоимость твёрдого топлива.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Бурятия N 195-р от 19.05.2009 с изменениями, внесёнными распоряжением N 162-р от 07.12.2009, было отменено распоряжение N 434-р от 28.12.2006 и признано недействующим с момента издания, восстановлено право оперативного управления Кяхтинской КЭЧ на имущество с 08.12.2006.
Издание Территориальным управлением Росимущества в Республике Бурятия распоряжения N 434-р, повлекшего за собой принятие МО "Город Кяхта" обязательств по содержанию жилого фонда и котельных, причинило ответчику вред в виде взыскания с него денежных средств, израсходованных на приобретение угля, а взысканная на основании судебного акта денежная сумма в размере 3 269 967 руб. 68 коп. является для МО "Город Кяхта" убытками.
В качестве правового обоснования приведены статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на иск возражало, полагая, что от имени казны Российской Федерации должно выступать Росимущество, как главный распорядитель средств федерального бюджета. Считало, что истцом не доказано причинение ему убытков изданием распоряжения Территориальным управлением Росимущества по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2011 по делу N А10-3097/2011 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия за счёт казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования "Город Кяхта", представляемого Администрацией Муниципального образования "Город Кяхта" взыскано 3 269 967 руб. 68 коп. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом обжаловала его в апелляционном порядке, считает его незаконными необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, с которого были взысканы убытки оспариваемым судебным актом. Нормы бюджетного законодательства не содержат положений о возврате незаконно изъятых из бюджета муниципального образования денежных средств, механизм и процедура возврата отсутствуют, причинённые убытки истцом не доказаны.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с обжалуемым судебным актом согласен в полном объёме, просит его оставить в силе.
Стороны о месте и времени заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, своих представителей третье лицо в суд не направило. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия 28.12.2006 издано распоряжение N 434-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа, в собственность Муниципального образования "Город Кяхта", согласно которому прекращено право оперативного управления Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района Сибирского военного округа на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложениях NN 1, 2, 3 к настоящему распоряжению, за исключением имущества, указанного в приложениях NN 4,5.
В пункте 2 распоряжения указано на передачу имущества по приложениям N N 1, 2, 3 к распоряжению в собственность Муниципального образования "Город Кяхта", за исключением имущества, указанного в приложениях NN 4, 5.
Разделами 3, 4, 5, 6 распоряжения установлено, что Отделу контроля приватизации, работы с государственными предприятиями, учреждениями и коммерческими организациями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия совместно с Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа в срок до 01.02.2007 оформить передачу в собственность Муниципального образования "Город Кяхта" имущества, указанного в приложениях N N 1, 2, 3.
Во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия актом от 05.02.2007 Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района передала, а Администрация Муниципального образования "Город Кяхта" приняла имущество, указанное в приложениях N N 1, 2, 3 к настоящему распоряжению. Указанный акт был утвержден руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия Яковлевым В.И.
По названному акту, в числе прочего были переданы котельные, находящееся в котельных оборудование, жилой фонд военных городков Кяхтинского гарнизона.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.11.2007 по делу N А10- 3785/2007, вступившим в законную силу, по заявлению Администрации Муниципального образования "Город Кяхта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия признано незаконным распоряжение N 434-р от 28.12.2006 в части передачи в собственность Муниципального образования "Город Кяхта" имущества жилых домов, указанных в Приложении N 1 к распоряжению.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия устранить нарушения прав и интересов заявителя.
Распоряжением от 07.12.2009 N 162-р Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия внесло изменения в распоряжение N 195-р от 19.05.2009, согласно которому признало недействующим распоряжение N 434-р от 28.12.2006 с момента его издания.
Полагая, что в связи с незаконным принятием Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия распоряжения N 434-р от 28.12.2006 и передачей имущества в муниципальную собственность Муниципальное образование "Город Кяхта" вынуждено было осуществлять функции по содержанию переданного имущества, организовывать теплоснабжение, закупать уголь для котельных, нести в связи с этим убытки.
Необходимость в возмещении убытков явилась основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования и производя взыскания причинённых убытков с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия за счёт казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования "Город Кяхта", представляемого Администрацией Муниципального образования "Город Кяхта" суд первой инстанции руководствовался статьёй 53 Конституции Российской Федерации, статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 12.1 части 1, подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководящими разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2009 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый незаконными действиями государственных органов, наступает при наличии вреда у потерпевше го и подлежит возмещению на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закон у или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с правилами статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что передача котельных и оборудования произведена Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в муниципальную собственность без предварительного согласия и согласования с Муниципальным образованием "Город Кяхта", без учёта его материальных и технических возможностей. Передача имущества произведена с нарушением действующего законодательства, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от Республики Бурятия от 27.11.2007 по делу N А10-3785/2007.
Истцом обоснованно на основании решения суда и выданным исполнительным листом определён размер убытков в сумме 3 269 967 руб. 68 коп.
Исполнительный лист о взыскании с Муниципального образования "Город Кяхта" был передан на исполнение в финансовый орган и исполнен, сумма взыскана.
В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (Росимущество), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
На основании пункта 5.47 Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Согласно пункту 11 Положения Росимущество имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что функции администратора и обязанность по возврату излишне зачисленных сумм платежей возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации, в том числе и в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В настоящем случае взыскание убытков связано с действиями государственного органа - Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, доводы которой проверены в полном объёме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 декабря 2011 года по делу N А10-3097/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.В. Стрелков |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (Росимущество), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
...
В силу подпункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту."
Номер дела в первой инстанции: А10-3097/2011
Истец: МО "Город Кяхта" в лице МУ "Администрация МО "г.Кяхта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ГУ "Кяхтинская КЭЧ района СибВО", Кяхтинская Квартирно-эксплуатационная часть района, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации