г. Воронеж |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А14-4484/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2012 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2012 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Майгуровой Ю.Ю., главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения по доверенности;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Антонова А.В., специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения и регистрации прав собственности по доверенности;
от Главного управления внутренних дел по Воронежской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Воронежского регионального отделения общественно - государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2011 по делу N А14-4484/2011,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области) N 01/274/2010-388 от 02.02.2011 в государственной регистрации права собственности Российской федерации на земельный участок площадью 4153 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, д. 12в, кадастровый номер 36:340604017:61; а также обязании ТУ Росимущества в Воронежской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4153 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, д. 12в, кадастровый номер 36:340604017:61.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2011 г.. (судья Федосеева И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что:
? правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав представлено не было. В ЕГРП записи о праве собственности РФ на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Воронеж, ул.Ленина, 12в, отсутствовали.
В судебном заседании представитель Управление Росреестра по Воронежской области поддержала требования апелляционной жалобы, просила отменить обжалуемое решение по вышеуказанным основаниям.
Представитель ТУ Росимущества в Воронежской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным. Полагает, что
Третьи лица Главное управление внутренних дел по Воронежской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, Воронежского регионального отделения общественно - государственного объединения "Всероссийское физкультурно - спортивное общество "Динамо" своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив объяснения представителей Управления Росреестра по Воронежской области, ТУ Росимущества в Воронежской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
01.12.2010 г.. ТУ Росимущества в Воронежской области, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в силу ч.ч.1,4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок площадью 4153 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, д. 12в, кадастровый номер 36:340604017:61. К заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.06.2010 г.. N 34-121/10-1605 и акт установления почтового адреса от 09.07.2008 N 1080/адр (л.д. 78-79).
Установив отсутствие документов, свидетельствующих о наличии прав Российской Федерации на земельный участок, оформленных в соответствии с действующим законодательством, Управление Росреестра по Воронежской области приостановило регистрацию сроком на один месяц, до 10.01.2011 г.., направило запрос в филиал ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" - БТИ Центрального района г.Воронежа о предоставлении информации об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, и их правообладателях, а также предложило заявителю самостоятельно представить запрошенные сведения.
Сообщением от 02.02.2011 N 01/274/2010-388 заявителю отказано в государственной регистрации прав на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) с указанием на то, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом, для государственной регистрации прав, а именно: не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок.
Заявитель, полагая, что отказ Управления Росреестра по Воронежской области N 01/274/2010-388 от 02.02.2011 не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы Российской Федерации, обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, счел установленным, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за учреждениями и, соответственно, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации. Суд области пришел к выводу, что представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права. Судом области также учтено, что противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на спорный объект недвижимости Управлением Росреестра по Воронежской области не установлено, споры о праве отсутствуют. Отказ же в регистрации права федеральной собственности на заявленный земельный участок препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, в связи с чем, безусловно нарушает права Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции, приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с указанным Перечнем (ч.3), в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, должны быть предоставлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Указанный перечень (ч.3) также содержит прямое указание на то, что представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Материалами дела подтверждено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись N 36-36-01/123/2010-860 от 09.11.2010 г.. о принадлежности ГУВД по Воронежской области на праве оперативного управления нежилого помещения по адресу: г.Воронеж, ул. Ленина, д.12в (л.д.98 т.1, л.д.10 т.2).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также содержится запись о принадлежности УФСИН по Воронежской области на праве оперативного управления нежилого помещения по тому же адресу (л.д.9 т.2).
Системное толкование норм ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ, ч.3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г.. N404 не позволяет сделать однозначного вывода об обязанности предоставления для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок документов, подтверждающих нахождение на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителям на праве собственности.
При этом из положений ст. ст. 216, 296, 298 Гражданского кодекса РФ следует, что собственником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, является Российская Федерация. Так в силу ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом только с согласия собственника.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Таким образом, право Российской Федерации на нежилые помещения по адресу: г.Воронеж, ул. Ленина, д.12в в силу п.3 Перечня является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый данными помещениями.
С учетом изложенного, ТУ Росимущества в Воронежской области представлены на регистрацию документы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Представленный кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.06.2010 г.. N 34-121/10-1605 и акт установления почтового адреса от 09.07.2008 N 1080/адр в полной мере позволяют достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на спорный объект недвижимости Управлением Росреестра по Воронежской области не установлено, споры о праве отсутствуют.
Оспариваемый отказ в регистрации права федеральной собственности на заявленный земельный участок препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, в связи с чем, безусловно нарушает права Российской Федерации.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд первой инстанции принял правильное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый
арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2011 по делу N А14-4484/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системное толкование норм ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ, ч.3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г.. N404 не позволяет сделать однозначного вывода об обязанности предоставления для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок документов, подтверждающих нахождение на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителям на праве собственности.
При этом из положений ст. ст. 216, 296, 298 Гражданского кодекса РФ следует, что собственником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, является Российская Федерация. Так в силу ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом только с согласия собственника.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Таким образом, право Российской Федерации на нежилые помещения по адресу: г.Воронеж, ул. Ленина, д.12в в силу п.3 Перечня является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый данными помещениями.
С учетом изложенного, ТУ Росимущества в Воронежской области представлены на регистрацию документы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Представленный кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.06.2010 г.. N 34-121/10-1605 и акт установления почтового адреса от 09.07.2008 N 1080/адр в полной мере позволяют достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права."
Номер дела в первой инстанции: А14-4484/2011
Истец: ТУ Росимущества по Вороенжской области, ТУФА УГИ в Воронежской области
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Третье лицо: Воронежское региональное отделение общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-оздоровительное общество "Динамо"", ВРООГО "ВФСО"Динамо", ГУВД по Воронежской обл, ГУВД по Воронежской области, УФСИН России по ВО, УФСИН РФ по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7144/11