г. Вологда |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А05-8295/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и
Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от заявителя Аверина А.В. по доверенности от 26.12.2011, от ответчика Сынчикова Д.Н. по доверенности от 29.12.2011 N 2.4-08/047444,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аспект" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2011 года по делу N А05-8295/2011 (судья Полуянова Н.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аспект" (ОГРН 1022900541674; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094; далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 06.07.2011 N 2.23-19/89 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2011 по делу N А05-8295/2011 признано недействительным названное решение инспекции в части размера штрафа, превышающего 14 700 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа обществу в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, при приостановлении проведения выездной проверки сроки для представления истребуемых документов должен исчисляться с даты возобновления проведения выездной проверки. Указывает, что поскольку документы были представлены, основания для привлечения к ответственности за непредставление документов у инспекции отсутствовали.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения.
Поскольку обществом обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (кроме налога на доходы физических лиц) за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, налога на доходы физических лиц за период с 11.01.2007 по 30.09.2010.
Инспекция направила в адрес заявителя требование от 27.04.2011 N 2.23-19/4735 о представлении документов, согласно которому в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предложила в течение 10 дней представить документы, поименованные в данном требовании. Требование вручено директору общества Гусеву Г.Г. 27.04.2011.
Решением от 27.04.2011 N 2.23-19/397/4 проведение выездной налоговой проверки приостановлено с 28.04.2011 в связи с необходимостью проведения почерковедческой экспертизы в соответствии со статьей 95 НК РФ.
Решением от 03.06.2011 N 2.23-19/397/4 проведение выездной налоговой проверки возобновлено 03.06.2011.
Согласно справке о проведенной выездной налоговой проверке N 2.23-19/60 проведение выездной налоговой проверки окончено 03.06.2011.
Общество 03.06.2011 направило почтой в налоговый орган часть документов, которые 06.06.2011 поступили в инспекцию.
По мнению налогового органа, по состоянию на 06.06.2011 требование от 27.04.2011 N 2.23-19/4735 исполнено обществом частично. Не были представлены документы по взаимоотношениям с ООО "Авторесурс", ООО "Транспортные технологии". Документы по указанным организациям представлены 07.06.2011.
В связи с неисполнением обществом требования в установленный срок инспекция составила акт от 16.06.2011 N 2.23-19/124 об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
Инспекция 06.07.2011 вынесла решение N 2.23-19/89 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы 1404 документов в виде штрафа в размере 140 400 руб. При принятии решения налоговым органом учтено наличие смягчающих ответственность обстоятельств, и сумма штрафа снижена на основании статей 112, 144 НК РФ в 2 раза.
Не согласившись с указанным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу пункта 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
В соответствии со статьей 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Как следует из материалов дела, решением от 11.10.2010 N 22-19/397 (л.д. 112) налоговым органом назначена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты.
Обществом 27.04.2011 получено требование о представлении документов, в котором отражено, что ему в соответствии со статьей 93 НК РФ надлежит представить в срок не позднее 10 дней со дня получения требования документы, поименованные в нем, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Требование также содержит предупреждение о том, что непредставление в установленный срок документов влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ (л.д. 9-16).
Как правильно указал суд первой инстанции, в требовании указаны достаточно определенные данные об истребуемых документах, позволяющие определить, какие именно документы запрашиваются инспекцией и что они имеют отношение к предмету налоговой проверки.
Решением от 27.04.2011 N 2.23-19/397/4 проведение выездной налоговой проверки приостановлено с 28.04.2011 в связи с необходимостью проведения почерковедческой экспертизы в соответствии со статьей 95 НК РФ.
Действительно, из пункта 9 статьи 89 НК РФ следует, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика.
При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих приостановление действий налогоплательщика по предоставлению заранее истребованных налоговым органом документов (до приостановления проверки) на период приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Оснований для исчисления срока предоставления истребованных документов с исключением из него периода, на который было приостановлено проведение выездной налоговой проверки, у налогоплательщика не имелось, так как на данный период могли быть приостановлены только действия налогового органа, указанные в пункте 9 статьи 89 Кодекса.
Документы, необходимые для проведения проверки правильности исчисления и уплаты налогов были истребованы инспекцией у общества до приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Доказательства того, что в период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки налоговым органом предпринимались действия по истребованию документов у налогоплательщика, материалы дела не содержат.
Из анализа пункта 2 статьи 93 НК РФ следует, что истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика, в период действия решения о приостановлении выездной налоговой проверки.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае срок для представления истребуемых документов должен исчисляться с даты возобновления проведения выездной проверки, подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании пункта 9 статьи 89 НК РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2011 года по делу N А05-8295/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аспект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществом 27.04.2011 получено требование о представлении документов, в котором отражено, что ему в соответствии со статьей 93 НК РФ надлежит представить в срок не позднее 10 дней со дня получения требования документы, поименованные в нем, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Требование также содержит предупреждение о том, что непредставление в установленный срок документов влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ (л.д. 9-16).
...
Решением от 27.04.2011 N 2.23-19/397/4 проведение выездной налоговой проверки приостановлено с 28.04.2011 в связи с необходимостью проведения почерковедческой экспертизы в соответствии со статьей 95 НК РФ.
Действительно, из пункта 9 статьи 89 НК РФ следует, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика.
При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих приостановление действий налогоплательщика по предоставлению заранее истребованных налоговым органом документов (до приостановления проверки) на период приостановления проведения выездной налоговой проверки.
...
Из анализа пункта 2 статьи 93 НК РФ следует, что истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика, в период действия решения о приостановлении выездной налоговой проверки.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае срок для представления истребуемых документов должен исчисляться с даты возобновления проведения выездной проверки, подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании пункта 9 статьи 89 НК РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ"
Номер дела в первой инстанции: А05-8295/2011
Истец: ООО "Торговый дом "Аспект"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску