г. Ессентуки |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А63-6168/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю. Б.,
судей: Сулейманова З. М., Фриева А. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011
делу N А63-6168/2011 (под председательством судьи Волошиной Л. В.)
по иску первого заместителя прокурора Ставропольского края (г. Ставрополь, пр. Октябрьской Революции, 9/1)
к финансовому управлению Минераловодского муниципального района (г. Минеральные Воды, ОГРН 1042601044727), индивидуальному предпринимателю Григоряну Сергею Суреновичу (Ставропольский край, Минераловодский район, ул. Пионерская, дом 3, ИНН 263005736097, ОГРНИП 305264934100047),
третье лицо - муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и ремонта",
о признании муниципального контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки,
с участием в заседании представителей:
от первого заместителя прокурора Ставропольского края - Левушкина Е. В., старший прокурор отдела прокуратуры Ставропольского края на основании служебного удостоверения ТО N 119105 (копия в деле);
от индивидуального предпринимателя Григоряна Сергея Суреновича - представитель Марченко И. Г. на основании доверенности от 02.08.2011;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в арбитражный суд к финансовому управлению Минераловодского муниципального района (далее - финансовое управление), к индивидуальному предпринимателю Григоряну Сергею Суреновичу (далее - индивидуальный предприниматель), с иском о признании недействительной (ничтожной) сделки - муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 27.10.2008 N 108/1 и применении последствий недействительности сделки в виде обязания индивидуального предпринимателя привести земельный участок с кадастровым N 26:23:120224:3, занятый под строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Прикумском Минераловодского района, в первоначальное состояние и возвратить в бюджет Минераловодского муниципального района полученные в результате сделки денежные средства в сумме 4 717 200 рублей.
Исковые требования со ссылками на статьи 9, 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 7, 30-32, 34, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что при заключении спорного контракта сторонами нарушены принципы целевого использования земельных участков и правила их отбора. Кроме того, на момент проведения работ заказчиком-застройщиком не были получены все необходимые разрешения, что свидетельствует об отсутствии у индивидуального предпринимателя правовых оснований для начала выполнения работ по спорному контракту.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и ремонта".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 в удовлетворении иска отказано. Решение суда мотивировано тем, что при заключении и исполнении спорного контракта нарушений норм действующего законодательства не допущено. Кроме того истцом пропущен срок исковой давности для предъявления в суд иска о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение основано на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела; при его принятии суд неправильно применил нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу финансовое управление отклоняет доводы жалобы, указывает, что основания для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 отсутствуют, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены судом первой инстанции в полном объеме, изложенные в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель индивидуального предпринимателя в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и полагает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 законно и обоснованно.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие финансового управления и муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и ремонта", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 23.12.2011 информации о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru). От финансового управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, Шестнадцатый арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района от 20.07.2007 N 728 "Об утверждении администрацией акта выбора земельного участка и предварительного согласования под строительство полигона твердых бытовых отходов в 700 метрах севернее от северо-восточной окраины с. Прикумское Минераловодского района" утвержден акт выбора земельного участка площадью 3,0 га пастбищ земель Прикумского сельсовета, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в 700 метрах севернее от северо-восточной окраины с. Прикумское Минераловодского района. Этим же постановлением предписано осуществить в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительстве Ставропольского края) процедуру перевода рассматриваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (т. 1, л. д. 21).
27.10.2008 на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в аукционе комиссией по размещению заказов на закупку продукции (товаров, работ, услуг) для нужд администрации Минераловодского муниципального района N 1 от 15.10.2008 между финансовым управлением (далее - муниципальный заказчик) и индивидуальным предпринимателем (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд N 108/1.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта подрядчик обязался выполнить работы по строительству полигона твердых бытовых отходов в 700 метрах к северу от северо-восточной окраины с. Прикумское Минераловодского района в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а муниципальный заказчик обязался оплатить выполненные подрядчиком работы. Согласно пункту 1.3 контракта муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по капитальному строительству и ремонту" на основании заключенного с муниципальным заказчиком контракта выполняет функции заказчика-застройщика по указанному полигону твердых бытовых отходов, в том числе осуществляет согласование и техническое сопровождение проектно-сметной документации; получение всех необходимых разрешений и согласований в ходе выполнения работ; организацию необходимой экспертизы проекта и выполняет иные функции.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 контракта сторонами согласованы сроки выполнения работ: начало работ - 27 октября 2008 года, окончание - 31 декабря 2008 года (т. 1, л. д. 14-20).
Представленные в материалы дела документы, в том числе акт о приемке выполненных работ N 1 от 17.12.2008 (т. 1, л. д. 26-30), справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 17.12.2008 (т. 1, л. д. 31), платежные поручения N 99 от 30.10.2008, N 136 от 24.12.2008, N 148 от 25.12.2008, N 151 от 26.12.2008, N 155 от 26.12.2008, N 164 от 26.12.2008 (т. 1, л. д. 33-37, 39), свидетельствуют о том, что стороны муниципального контракта свои обязательства исполнили в полном объеме в срок, указанный в контракте, без предъявления друг к другу каких-либо претензий.
Полагая, что муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 27.10.2008 N 108/1 является ничтожной сделкой, первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что сторонами при заключении и исполнении спорного контракта нарушений норм гражданского и земельного законодательства не допущено, а также указал на пропуск истцом срока исковой давности для предъявления в суд требования о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. По смыслу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Одним из основных принципов земельного права является принцип деления земель по целевому назначению на категории. В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями, казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно пункту 2.1 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил", полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Пунктами 3.5, 3.7 указанных правил предусмотрено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Согласно пунктов 4.1 и 4.2 указанных правил хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет заключить, что земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства полигона твердых бытовых отходов.
Из приобщенного к материалам дела кадастрового паспорта земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 01.06.2011 N 26/501/11-95423 следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:23:120224:3, площадью 30000+/-1500 кв. м, расположенный примерно в 1400 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Прикумское, ул. Ленина, д. 7, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для изменения категории земель. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.05.2009, права на него на момент составления выписки не зарегистрированы (т. 1, л. д. 24-25).
Изложенное позволяет заключить, что муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 27.10.2008 N 108/1 заключен с нарушением требований норм статей 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку предметом данного муниципального контракта являлось строительство полигона твердых бытовых отходов на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Доказательства перевода в установленном законом порядке земельного участка, на котором осуществлялось строительство полигона твердых бытовых отходов, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, на момент проведения работ заказчиком-застройщиком не были получены все необходимые разрешения: не было проведено межевание земельного участка, участок не был поставлен на кадастровый учет, не было получено разрешение на строительство, не была проведена государственная экологическая экспертиза.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался помимо прочего на пропуск истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Между тем у суда отсутствовали основания для вывода о том, что к спорным отношениям подлежит применению норма пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает, что сделки, совершенные с нарушением требований норм земельного законодательства, являются оспоримыми, подобные сделки следует считать ничтожными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Принимая во внимание, что исполнение спорного контракта началось со дня его заключения (27.10.2008), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что к моменту обращения первого заместителя прокурора Ставропольского края в суд (14.07.2011) трехгодичный срок исковой давности по заявленным им требованиям не истек.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Признание сделки недействительной в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает приведение сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция). В этой связи индивидуальный предприниматель обязан привести земельный участок с кадастровым N 26:23:120224:3, занятый под строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Прикумском Минераловодского района, в первоначальное состояние и возвратить в бюджет Минераловодского муниципального района полученные в результате сделки денежные средства в сумме 4 717 200 рублей.
Довод представителя индивидуального предпринимателя о невиновности индивидуального предпринимателя в нарушении норм земельного законодательства, допущенном при строительстве полигона твердых бытовых отходов, отклоняется судебной коллегией в связи с тем, что в нарушение пункта 4.2.1 муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 27.10.2008 N 108/1 индивидуальный предприниматель приступил к выполнению предусмотренных контрактом работ, не получив разрешительной документации на их проведение.
Судебная коллегия также отклоняет довод ответчиков о том, что нарушение норм земельного законодательства не может служить основанием недействительности муниципального контракта, поскольку отношения по выполнению работ для муниципальных нужд регламентируются нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу приведенных норм недействительность сделки может обусловливаться не только ее несоответствием нормам гражданского законодательства, но и допущенными при ее совершении и исполнении нарушениями норм иной отраслевой принадлежности, в том числе и норм земельного законодательства.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчиков поровну, но взысканию подлежит лишь часть судебных расходов, падающая на индивидуального предпринимателя, поскольку финансовое управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим с индивидуального предпринимателя следует взыскать в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску и 1 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 по делу N А63-6168/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным, в силу ничтожности, муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 27.10.2008 N 108/1, заключенный между Финансовым управление Минераловодского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Григорян Сергеем Суреновичем и применить последствия недействительности сделки, в виде возложения на индивидуального предпринимателя Григорян Сергея Суреновича обязанности привести земельный участок с кадастровым номером N 26:23:120224:3, занятый под строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Прикумском Минераловодского района в первоначальное состояние и возвратить в бюджет Минераловодского муниципального района полученные в результате сделки денежные средства в размере 4 717 200 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Григорян Сергея Суреновича (ИНН 263005736097 ОГРНИП 305264934100047) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
З. М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
...
Признание сделки недействительной в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает приведение сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция). В этой связи индивидуальный предприниматель обязан привести земельный участок с кадастровым N 26:23:120224:3, занятый под строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Прикумском Минераловодского района, в первоначальное состояние и возвратить в бюджет Минераловодского муниципального района полученные в результате сделки денежные средства в сумме 4 717 200 рублей.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения."
Номер дела в первой инстанции: А63-6168/2011
Истец: Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: Григорян Сергей Суренович, Финансовое управление администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и ремонта"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5733/12
24.07.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3596/11
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2492/12
20.02.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3596/11