г. Москва |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А41-6605/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Игнахиной М.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от администрации Одинцовского муниципального района (ОГРН:1025004066966): Тихонова А.И. по доверенности от 11.01.2012 N 7,
от КУИ администрации Одинцовского муниципального района (ОГРН:1025004060014): Тихонова А.И. по доверенности от 10.01.2012 N 02,
от ТУ Росимущества в Московской области (ИНН:7711664227, ОГРН:1097746296977), ИП Михайловой А.Г., Управления Росреестра по Московской области: представители е явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2011 года по делу N А41-6605/11, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании зарегистрированного права отсутствующим (третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, индивидуальный предприниматель Михайлова Алина Гавриэловна),
УСТАНОВИЛ:
администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - КУИ администрации Одинцовского муниципального района) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации в отношении следующих земельных участков:
- площадью 41,8 кв.м. с кадастровым номером 50:20:030107:0000/04, вид разрешенного использования - для использования под торговый павильон, категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.Одинцово, ул. Свободы, у дома N 2 "Б", обремененный договором аренды земельного участка от 07.06.2000 N881, заключенным с ИП Михайловой А.Г.,
- площадью 69,5 кв.м. с кадастровым номером 50:20:030107:0000/05, вид разрешенного использования - для использования под магазин, категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.Одинцово, ул.Свободы, у дома N 2 "В", обремененный договором аренды земельного участка от 07.06.2000 N 880, заключенным с ИП Михайловой А.Г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), индивидуальный предприниматель Михайлова Алина Гавриэловна (далее - ИП Михайлова А.Г.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2011 года по делу N А41-6605/11 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует их материалов дела, постановлением главы Одинцовского района Московской области от 01.06.2000 N 1060 ИП Михайловой А.Г. предоставлены в аренду земельный участок площадью 69,5 кв.м. расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2В, и земельный участок площадью 41,8 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2Б (т.1, л.д.16).
На основании указанного постановления 07 июня 2000 года между КУИ Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ИП Михайловой А.Г. (арендатор) заключены договоры аренды N 880 и N 881, по условиям которых арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду сроком на 10 лет с 01 июня 2000 года по 01 июня 2010 года земельный участок площадью 69,5 кв.м. расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2В, для использования под магазин и земельный участок площадью 41,8 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2Б, для использования под павильон (т.1 л.д.9-12,18-20).
Указанные договоры зарегистрированы в установленном порядке 04 декабря 2000 года.
Предоставленные предпринимателю земельные участки прошли кадастровый учет, в результате которого земельному участку площадью 69,5 кв.м. расположенному по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2В, присвоен кадастровый номер 50:20:0030125:159, а земельному участку площадью 41,8 кв.м, расположенному по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Свободы, д.2Б - кадастровый номер 50: 20:0030125:160 (т. 1 л.д. 13,21).
В соответствии с выписками из ЕГРП от 13.10.2011 право собственности на указанные выше земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией (т.1 л.д. 119-120).
Полагая, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, направленными на оспаривание зарегистрированного права ответчика.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьями 9 и 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно выпискам из ЕГРП от 13.10.2011 правообладателем спорных земельных участков значится Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Спорные земельные участки не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к названной норме, и не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Записи в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенные без правовых оснований, нарушают законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В связи с изложенным признается необоснованным довод управления о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не оспорены и не признаны судом незаконными.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцами по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
При этом апелляционный суд обращает внимание, что в рассматриваемом случае никаким иным способом защиты, кроме избранного истцом, оспариваемое право на спорные земельные участки истцами не может быть защищено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
ТУ Росимущества в Московской области в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, более того, не указывает, что земельные участки могут быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорными земельными участками, на которых при предоставлении в аренду были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельные участки могут быть отнесены к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
До распоряжения спорными земельными участками администрацией Одинцовского муниципального района Московской области путем предоставления их в аренду ИП Михайловой А.Г. на данных земельных участках располагались объекты недвижимого имущества, принадлежащие предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.12.2000 (т.1 л.д.71-72).
Доказательств расположения на данных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации, суду не представлено.
Территориальным управлением Росимущества в Московской области не представлено доказательств, позволяющих отнести спорные земельные участки к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2011 года по делу N А41-6605/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
ТУ Росимущества в Московской области в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, более того, не указывает, что земельные участки могут быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорными земельными участками, на которых при предоставлении в аренду были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельные участки могут быть отнесены к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
...
Территориальным управлением Росимущества в Московской области не представлено доказательств, позволяющих отнести спорные земельные участки к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Номер дела в первой инстанции: А41-6605/2011
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, КУИ Администрации Одинцовского МР МО
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ИП Михайлова А. Г., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4787/12
10.12.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9445/12
31.08.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6605/11
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4787/12
17.02.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-91/12
11.11.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6605/11