г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А26-3488/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца: Сокольницкого А.С. по доверенности от 01.12.2011
от ответчика: Николаевой Е.В. по доверенности от 10.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21378/2011) ООО "Карелинвест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2011 по делу N А26-3488/2011 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, Москва г, Басманная Н. ул, 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Карелинвест" (1051000019828, адрес: 186860, Карелия Респ, Суоярвский р-н, Пийтсиеки п, Центральная ул, 35А)
о взыскании 1 126 431,97 руб.
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелинвест" (далее - ООО "Карелинвест", общество) о взыскании с учетом принятого судом изменения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 1 126 431 руб. 97 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2011 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал в пользу ОАО "РЖД" 1 039 466 руб.51 коп. платы. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить принятое решение и отказать в удовлетворении исковых требований дороги в полном объеме. Податель жалобы считает, что ООО "Карелинвест" обязано вносить плату за пользование вагонами в случае их задержки в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от него, а наличие таких причин ОАО "РЖД" не доказало. Также податель жалобы ссылается на то, что требования о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, основанные на условиях заключенного договора, не предусматривают размера и порядка определения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить требования общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель ОАО "РЖД" возразил против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Карелинвест" (контрагент) заключили договор от 19.05.2006 N 158 на подачу и уборку вагонов к складу контрагента на железнодорожном пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Запкареллес" при станции Пийтсиеки Октябрьской железной дороги.
Дополнительным соглашением от 15.07.2009 N 2 пункт 16.2 договора, устанавливающий виды и размер оплачиваемых контрагентом перевозчику услуг, изменен. Согласно новой редакции контрагент вносит перевозчику следующую плату:
"Плату за пользование вагонами: под грузовыми операциями; за время ожидания вагонов их подачи или приема по причинам, зависящим от контрагента; за время задержки их в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента (статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ)); за пользование вагонами в составе расходов, возникших в связи с выполнением работ по указанию таможенных либо иных органов (статья 22 УЖТ РФ), а также за пользование вагонами, задержанными на приграничных железнодорожных станциях таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) (статья 47 УЖТ РФ).
Размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, определяется по правилам и ставкам Тарифного руководства N 2 с увеличением на действующие повышающие коэффициенты.
Плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, собственных, арендованных, в том числе арендованных у перевозчика, на железнодорожных путях общего пользования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от контрагента, в размере 50% от ставок таблиц N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 с учетом действующих повышающих коэффициентов".
Следовавшие в адрес контрагента на станцию назначения Пийтсиеки 145 порожних вагонов задержаны перевозчиком на промежуточных станциях. Так, следовавший в адрес контрагента на станцию назначения Пийтсиеки 1 вагон задержан перевозчиком на промежуточной станции Маткаселька на срок с 13.05.2010 по 14.05.2010; 14.05.2010 дорога задержала на промежуточной станции Суоярви-1 30 вагонов, следовавших в адрес общества до 19.05.2010; 14.05.2010 дорога задержала на той же промежуточной станции 16 вагонов на срок до 22.05.2010; 17.05.2010 дорога задержала на промежуточной станции Суоярви-2 55 вагонов на срок по 28.05.2010; 19.05.2010 дорога задержала 3 вагона на промежуточной станции Суоярви-1 на срок по 20.05.2011; 10.07.2010 дорога задержала на промежуточной станции Кааламо 40 вагонов на срок по 12.05.2010.
Вагоны задержаны из-за неприема их станцией назначения по причине занятости путей необщего пользования находящимися на них под погрузкой щебня вагонами вследствие нарушения контрагентом технологических норм их погрузки.
По факту задержки порожних вагонов с указанием причины и времени их задержки перевозчиком оформлены акты общей формы N 142 от 15.05.2010, N 155 от 19.05.2010, 163 от 21.05.2010, 186 от 23.05.2010, 201 от 28.05.2010, 287 от 12.07.2010.
Из перечисленных актов обществом подписан только акт N 142 от 15.05.2010, от подписания остальных актов общество отказалось без указания причин.
Ссылаясь на то, что задержка вагонов на промежуточной станции произошла по причине, зависящей от контрагента, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, отказав во взыскании 86 965 руб. 46 коп. по причине недоказанности истцом того, что задержка вагонов, за нахождение которых на путях общего пользования, произошла при причинам, зависящим от общества.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Стороны в договоре от 19.05.2006 N 158 в редакции дополнительного соглашения от 15.07.2009 N 2 установили основания начисления платы за пользование вагонами, включая нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от контрагента, а также порядок исчисления такой платы (50% от ставок таблиц N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 с учетом действующих повышающих коэффициентов).
Следовательно, ответчик обязан вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в случае их задержки в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
Судом первой инстанции установлено, что начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 121 619 руб. 62 коп.., в том числе, платы за 1 вагон, задержанный 14.05.2010, произведено истцом правомерно.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данным выводом суда, так как задержка в уборке вагонов с мест погрузки ООО "Карелинвест" возникла вследствие того, что взвешивание гружёных вагонов производилось ООО "Карелинвест" после подачи им уведомлений о завершении грузовой операции, а значит, к моменту подачи такого уведомления накладная, являющаяся подтверждением заключения договора перевозки, не могла быть оформлена в связи с отсутствием у грузоотправителя сведений о массе груза, которые подлежат фиксации в накладной.
Обязанность по взвешиванию грузов в силу статьи 26 Устава, пункта 13 Правил приёма грузов к перевозке, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.03 N 28, лежит на грузоотправителе.
Суд правильно указал, что до момента определения массы груза и внесения грузоотправителем соответствующих сведений в накладную, вагоны, находящиеся на подъездном пути общества, нельзя признать готовыми к уборке.
Задержка 16-ти вагонов 21.05.2010 и подача их обществу под погрузку была невозможна о той причине, что по состоянию на 00 часов 21.05.2010 на подъездном пути общества оставалось 28 вагонов, а в 4.00 обществу было подано ещё 20 вагонов, что принимая во внимание согласованную вместимость пути (40 вагонов) исключало возможность их подачи на путь общества.
Плата за 1 вагон, задержанный с 13.05.2010 по 14.05.2010 взыскана судом правомерно, так как обществом без разногласий подписан акт общей формы N 142 от 15.05.2010, подтверждающий занятость фронта погрузки ООО "Карелинвест".
Оценивая возражения общества по начислению платы по расчету N 2 на сумму 693 740 руб. 45 коп. суд первой инстанции правомерно признал их несостоятельными.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45, акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях: задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
Акты общей формы N 142 от 15.05.2010, N 155 от 19.05.2010, 163 от 21.05.2010, 186 от 23.05.2010, 201 от 28.05.2010, 287 от 12.07.2010 составлены с соблюдением требований, установленных вышеуказанными Правилами.
Отсутствие отметки о составлении акта общей формы на перевозочных документах не исключает акт общей формы как доказательство. Такое отступление от Правил в настоящем случае не влияет на установление вины общества, которая в данном случае подтверждается документально.
В материалы дела истцом представлены доказательства нахождения вагонов на пути общества и их занятость в спорные периоды - памятки приёмосдатчиков, уведомления о завершении грузовой операции, книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, справки занятости пути необщего пользования ответчика, которые позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу невозможности подачи следовавших в адрес общества вагонов без превышения вместимости подъездного пути, и, как следствие, о правомерности их задержки на промежуточных станциях.
По арифметической правильности расчеты истца ответчиком не оспорены.
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам и при принятии обжалуемого судебного акта правильно применены нормы материального права, а нарушений норм процессуального права не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2011 по делу N А26-3488/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность по взвешиванию грузов в силу статьи 26 Устава, пункта 13 Правил приёма грузов к перевозке, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.03 N 28, лежит на грузоотправителе.
...
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45, акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях: задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами."
Номер дела в первой инстанции: А26-3488/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Карелинвест"