г. Саратов |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А12-19775/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Кузьмичёва С.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителей администрации городского округа - город Михайловка Волгоградской области - Тимошенко С.А., действующего на основании доверенности от 14.09.2010 N 50-д, Эфроса И.И., действующего на основании доверенности от 07.02.2012 N 9-д, Корниловой Т.В., действующей на основании доверенности от 07.02.2012 N 7-д, Субботиной Л.С., действующей на основании доверенности от 07.02.2012 N 8-д; представителя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области - Костиниковой Е.И., действующей на основании доверенности от 25.05.2011 N 15,
рассмотрев апелляционную жалобу комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2011 года по делу N А12-19775/2011 (судья Пономарёва Е.В.),
по заявлению администрации городского округа - город Михайловка Волгоградской области, г. Михайловка Волгоградской области,
к комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 13.10.2011 N 06-09-01-23/42,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее по тексту - администрация, заявитель) с заявлением к комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - комитет, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2011 N 06-09-01-23/42 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и назначении административного наказания по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2011 требования администрации удовлетворены, спорное постановление комитета признано незаконным и отменено.
Комитет не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонным территориальным управлением комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в период с 08.08.2011 по 19.08.2011 была проведена проверка администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по вопросу целевого и эффективного использования средств областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010-2011 годах", утверждённой постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-п, за период с 2010 по 2011 годы.
В ходе проверки установлены факты нецелевого использования бюджетных средств в сумме 3778 тысяч рублей, в том числе средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 3746,2 тысяч рублей, средств областного бюджета в сумме 31,8 тысяч рублей.
По данному факту в отношении администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении от 28.09.2011 N 1, которым зафиксированы названные нарушения (листы дела 14-17 тома 1).
Постановлением от 13.10.2011 N 06-09-01-23/42 заявитель привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, с назначением административного наказания по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей (листы дела 9-13 тома 1).
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на отсутствие её вины в данном правонарушении.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что перечисленные администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области бюджетные средства использованы администрацией для оплаты построенных жилых помещений в рамках долгосрочной целевой программы, и что оплата произведена в соответствии с условиями муниципальных контрактов, заключённых во исполнение и на условиях адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Как установлено в ходе проверки, за счёт средств субсидии, предоставленной, в том числе из средств, выделенных из областного бюджета для городского округа город Михайловка, в соответствии с Законом Волгоградской области от 04.02.2010 N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Законом Волгоградской области от 20.12.2010 N 2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" по подразделу 1102 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)", целевой статье 0980102 "Безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", виду расходов 010 "Фонд софинансирования", подстатье КОСГУ 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" в сумме 112 878,1 тысяч рублей и целевой статье 0980202 "Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", виду расходов 010 "Фонд софинансирования", подстатье КОСГУ 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" в сумме 928,4 тысяч рублей, всего на общую сумму 113 806,5 тысяч рублей, произведено нецелевых расходов на общую сумму 3778 тысяч рублей.
Актом проверки от 19.08.2011 установлено, что администрацией городского округа город Михайловка в соответствии с Программой, утверждённой постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-п, предоставлено 93 жилых помещения и оформлено договоров социального найма с 92 гражданами - квартиросъёмщиками из 22 многоквартирных домов, занимающих 93 помещения общей площадью 4085,7 кв.м, в 93 помещения общей площадью 4226 кв.м. Превышение предоставляемой общей площади жилого помещения над ранее занимаемой гражданами составило 140,3 кв.м на общую сумму 4055,5 тысяч рублей, из которых 277,5 тысяч рублей составляют средства местного бюджета, 3778 тысяч рублей - средства Фонда и областного бюджета.
При этом, средства местного бюджета для финансирования расходов на приобретение дополнительной площади помещений для переселяемых граждан, превышающей общую площадь ранее занимаемого ими жилого помещения, предусмотрены исключительно в сумме 277,5 тысяч рублей, в то время как для оплаты превышения предоставляемой общей площади жилого помещения над ранее занимаемой гражданами в размере 140,3 кв.м следовало заложить 4055,5 тысяч рублей, то есть на 3778 тысяч рублей больше предусмотренных. Тем самым, по мнению комитета, администрацией допущены нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и раздела 3 Программы от 29.03.2010 N 79-п.
Так, согласно заключённым муниципальным контрактам, долевое строительство жилых помещений в строящихся домах N 7 по ул. Поперечной, 2А по ул. Новороссийской, 12А, по ул. Парковая в городе Михайловка Волгоградской области, осуществлялось ООО "Ваш дом-инвест" и ООО "Строительно-промышленная компания Ремгражданреконструкция".
Общая сумма контрактов составляет 122 162,5 тысячи рублей, в том числе средства Фонда - 112 878 тысяч рублей, средства областного бюджета - 928,4 тысяч рублей, средства бюджета городского округа город Михайловка - 8356,1 тысяч рублей.
Администрацией городского округа город Михайловка в полном объёме перечислены денежные средства в сумме 72 074 тысячи рублей ООО "Строительно-промышленная компания Ремгражданреконструкция" и 50 088,5 тысяч рублей ООО "Ваш дом-инвест", за выполненные работы на основании заявок на оплату расходов в период с 29.06.2010 по 28.07.2011, в том числе за счёт средств Фонда на общую сумму 112 878 тысяч рублей, доля софинансирования составила 92,4 %; за счёт средств областного бюджета на общую сумму 928,4 тысяч рублей, доля софинансирования - 0,76 %; за счёт средств бюджета городского округа город Михайловка - 8356,1 тысяч рублей, доля софинансирования - 6,84 %.
На основании изложенного, административный орган пришёл к выводу, что субвенции, выделенные из фонда и областного бюджета, использованы администрацией на цели, не соответствующие условиям их получения. Финансирование расходов на приобретение дополнительной площади переселяемых граждан следовало произвести за счёт средств бюджета городского округа город Михайловка.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, предусмотрено, что использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, если это действие не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статья 162 БК РФ, регламентирующая бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, устанавливает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей, получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Федеральный закон N 185-ФЗ) установлено, что в случае предоставление гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с областной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010 - 2011 годах", утверждённой постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-п (далее по тексту - областная адресная программа), поступившие в местные бюджеты средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета используются органами местного самоуправления муниципальных образований в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 185-ФЗ и Соглашением.
Расходование средств, предусмотренных на реализацию программы, осуществляется исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах и (или) на строительство жилых помещений в многоквартирных домах.
При этом, в случае приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма исходя из нормы предоставления, общая площадь, превышающая общую площадь отселяемого жилого помещения, оплачивается за счёт средств местного бюджета сверх обязательной доли софинансирования.
Как следует из материалов дела, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства бюджета Волгоградской области, предусмотренные на реализацию областной адресной программы, перечислены в бюджет городского округа город Михайловка Волгоградской области в соответствии с утверждённой бюджетной классификацией.
По результатам проведённого аукциона администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключены муниципальные контракты от 28.06.2010 и от 29.06.2010 на строительство жилых помещений в рамках долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2009-2011 годах на территории городского округа город Михайловка".
При этом предметом названных контрактов явилось выполнение исполнителем, в соответствии с аукционной документацией, работ по строительству групп жилых помещений в рамках долгосрочной целевой программы. Объемы работ, необходимые для выполнения исполнителем, содержатся в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью контракта.
В приложении к каждому из муниципальных контрактов содержится перечень групп жилых помещений с количеством квартир, количеством комнат в каждой квартире из этой группы, общей площади, соответствующей каждой квартире из этой группы, соответствующим по этим количественным характеристикам одному аварийному жилому дому, откуда будут переселяться граждане.
Согласно пункту 3.4 контрактов предельная стоимость одного квадратного метра составляет 29 900 рублей, что согласуется с предельной стоимостью одного квадратного метра жилого помещения в рамках областной адресной программы, определённой, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 N 603 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года".
В соответствии с пунктом 5.21 муниципальных контрактов от 28.06.2010 и от 29.06.2010 исполнитель имеет право за свой счёт построить и передать заказчику жилые помещения (квартиры) большей площади, чем предусмотрено в контракте и приложении к нему. Оплата производится в сумме, согласованной сторонами в пункте 3.2 контракта.
Судами обеих инстанций установлено, что выполненные в соответствии с указанными контрактами строительные работы оплачены администрацией по фиксированной цене, установленной пунктом 3.2 контракта. При этом оплата строительства дополнительных квадратных метров администрацией не производилась, следовательно, расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, не произошло.
Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации состава вменяемого ей административного правонарушения. При этом апелляционный суд исходит из отсутствия доказательств, подтверждающих факт оплаты заявителем дополнительной площади за счёт средств местного бюджета.
То есть административный орган не исполнил возложенную на него законодателем обязанность установить субъективную сторону правонарушения в ходе рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, в соответствии с положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил требований заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Оспаривая выводы суда, комитет указал в апелляционной жалобе, что, обладая информацией о превышении площади жилых помещений, предоставляемой переселяемым гражданам жилья, размера ранее занимаемой ими площади, администрация оплатила её за счёт средств областного бюджета, в том числе, фонда содействию реформирования ЖКХ.
Апелляционная коллегия не принимает указанный довод, как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела, поскольку вывод административного органа о нецелевом использовании бюджетных средств документально не подтверждён. Как указывалось ранее, за излишне предоставленное переселяемым гражданам жильё оплата за счёт бюджетных средств администрацией городского округа не производилась.
Довод подателя апелляционной жалобы об имевшейся у администрации возможности до оплаты полной стоимости контракта пересмотреть сумму долевого участия бюджетных средств разных уровней, не изменяя общую сумму по договору, не соответствует действительности, так как муниципальными контрактами предусмотрены источники финансирования, следовательно, названные изменения, равно как и корректировка площади строящихся помещений, привели бы к нарушению положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, комитетом, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба административного органа не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 по делу N А12-19775/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.А. Кузьмичёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации состава вменяемого ей административного правонарушения. При этом апелляционный суд исходит из отсутствия доказательств, подтверждающих факт оплаты заявителем дополнительной площади за счёт средств местного бюджета.
То есть административный орган не исполнил возложенную на него законодателем обязанность установить субъективную сторону правонарушения в ходе рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, в соответствии с положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил требований заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
...
Довод подателя апелляционной жалобы об имевшейся у администрации возможности до оплаты полной стоимости контракта пересмотреть сумму долевого участия бюджетных средств разных уровней, не изменяя общую сумму по договору, не соответствует действительности, так как муниципальными контрактами предусмотрены источники финансирования, следовательно, названные изменения, равно как и корректировка площади строящихся помещений, привели бы к нарушению положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"."
Номер дела в первой инстанции: А12-19775/2011
Истец: Администрация городского округа г. Михайловка Волгоградской области, Администрация городского округа -город Михайловка Волгоградской области
Ответчик: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-561/12