г. Саратов |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А12-18313/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Тюльпан-1" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2011 по делу N А12-18313/2011 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Тюльпан-1" (г. Волгоград)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
третьи лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград),
комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (г. Волгоград)
об оспаривании отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось садоводческое некоммерческое товарищество "Тюльпан-1" (далее - заявитель, СНТ "Тюльпан-1") с заявлением о признании незаконным и не соответствующим пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 4 статьи 11, пунктам 3, 4 статьи 34, абзацу 2 пункта 7 статьи 36, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункту 2 статьи 14, пункту 1 статьи 15, статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" отказа, изложенного в постановлении администрации Волгограда от 08.07.2011 N 1684, в предоставлении в собственность СНТ "Тюльпан-1" бесплатно земельных участков (кадастровый N 34:03:120002:57 учётный N 1-14-27; кадастровый N 34:03:120002:58, учётный N 1-14-7).
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию Волгограда (далее администрация, уполномоченный орган) предоставить в собственность СНТ "Тюльпан-1" бесплатно земельные участки кадастровым номером 34:03 :120002:57 учётным N 1-14-27, включая земельный участок площадью 1756 кв.м; кадастровым номером 34:03:120002:58, учётный N 1-14-7, включая земельный участок площадью 21 081 кв.м.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2011 в удовлетворении требований отказано.
СНТ "Тюльпан-1" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 42 90692 3, N410031 42 90694 7, N410031 42 90697 8, N410031 42 90695 4, N410031 42 90696 1, конвертом с уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 42 90693 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20 января 2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08 июля 2011 года администрация, рассмотрев обращение СНТ "Тюльпан-1" от 12.04.2011 N 7, приняла постановление N 1684, отказав в предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельных участков площадью 1756 кв.м кадастровым номером 34:03:120002:57 учётным номером 1-14-27 и площадью 21 081 кв.м кадастровым номером 34:03:120002:58 учётным номером 1-14-7 (т.1 л.д.15).
Основанием для отказа послужило заключение комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 25.01.2011 N 110, согласно которому испрашиваемые земельные участки частично расположены в границах застройки кварталов 01_04_001,001_04_03, частично в границах красных линий на землях общего пользования, за границами застройки кварталов. Рекомендуемый вид использования земельных участков - аренда (т.1 л.д.67).
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением администрации и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьёй 13 Гражданского кодекса РФ.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлены нарушения закона и интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного акта. В связи с этим и предложенный заявителем способ восстановления его прав не подлежит применению.
Апелляционная коллегия считает, что оспоренное постановление соответствует действующему законодательству. Предоставление земельного участка в рассматриваемом случае в собственность невозможно. Поскольку часть испрашиваемого земельного участка расположена на землях общего пользования, то в силу прямого указания пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок в том виде, в котором желает заявитель, приватизации не подлежит. Кроме того, земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что нарушает требования части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ. Права не нарушены, поскольку заявитель имеет возможность при соблюдении требований закона с учётом зонирования преобразовать участок и после этого реализовать свое законное право.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Органы местного самоуправления, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельные участки, испрашиваемые заявителем, соответствуют указанной категории земель, что подтверждено кадастровыми планами от 30.11.2010 N 3434/300/10-138929, N 3434/300/10-138932 (т.1 л.д.19-22).
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города-героя Волгограда, принятого решением Волгоградской городской Думы от 08.11.2006 N 37/861, администрация Волгограда входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 5 статьи 39 Устава администрация наделена полномочиями по осуществлению регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставлению в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передачи в собственность, сдачи в аренду, изъятию земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, администрация является уполномоченным органом, осуществляющим предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
При этом земельное законодательство Российской Федерации не допускает возможности отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под находящимися в их собственности зданиями, строениями, сооружениями, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Таким образом, право на приватизацию земли законом ограничено.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, при рассмотрении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утверждённым до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. При этом территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу положений Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления рассматривает заявления о предоставлении земельного участка с учётом зонирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Судами обеих инстанций установлено, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта большая часть испрашиваемых земельных участков площадью 1756 кв.м и 21081 кв.м в п. Водстрой Тракторозаводского района кварталов 01_04_032, 01_04_031 расположена в границах красных линий территории общего пользования (т.1 л.д.67).
Между тем, 10 марта 2011 года комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее Комитет) письмом N 3353 уведомил заявителя о том, что согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. Для реализации указанного права Комитет предложил разделить земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, на земельные участки, расположенные в границах красных линий и их получения в собственность СНТ "Тюльпан-1" и за границами красных линий для их последующего предоставления в аренду СНТ "Тюльпан-1" (т.1 л.д.17).
Таким образом, заявитель имеет возможность в рамках действующего законодательства реализовать право на приватизацию земельного участка.
Суды обеих инстанций установили, что красные линии территории, в границах которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, установлены постановлением администрации от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде" (т.1 л.д.113), в редакции постановления главы Волгограда от 25.06.2009 N1371 (т.1 л.д.114-143).
Проект установления (изменения) красных линий посёлка Водстрой в Тракторозаводском районе Волгограда разработан на основании муниципального контракта от 22.09.2008 N 17, которым красными линиями территория общего пользования ограничена с учётом охранной зоны линии электропередач (ЛЭП) (т.1 л.д.102-110).
03 февраля 2010 года постановлением главы Волгограда N 221 "О внесении изменений в сводный план красных линий" утверждены красные линии посёлка Водстрой в Тракторозаводском районе и принято решение внести изменения в Сводный план красных линий в Волгограде, утверждённый постановлением от 11.06.2004 N 777 (т.1 л.д.95). В установленном порядке изменения внесены постановлением главы Волгограда от 05.07.2010 N 1613 (т.1 л.д.111).
Красные линии установлены до обращения СНТ "Тюльпан-1" с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и на момент его обращения является действующими.
Судебная коллегия считает, что довод заявителя об отсутствии обременения участка противоречит материалам дела, поскольку его часть расположена в охранной зоне ЛЭП (т.1 л.д. 69,110) и принятие решения о предоставлении его в собственность заявителя нарушило бы действующее законодательство.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении в собственность СНТ "Тюльпан-1" испрашиваемого земельного участка не противоречит пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 11, пунктам 3, 4 статьи 34, абзацу 2 пункта 7 статьи 36, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 14, пункту 1 статьи 15, статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в связи с установленным законодательством прямым запретом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным отказ в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии совокупности признаков, необходимых для признания ненормативного акта недействительным.
С учётом указанных обстоятельств, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена СНТ "Тюльпан-1" в размере 1000 руб. на основании чека-ордера от 23.12.2011 (т.2 л.д.47).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2011 по делу N А12-18313/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций установлено, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта большая часть испрашиваемых земельных участков площадью 1756 кв.м и 21081 кв.м в п. Водстрой Тракторозаводского района кварталов 01_04_032, 01_04_031 расположена в границах красных линий территории общего пользования (т.1 л.д.67).
Между тем, 10 марта 2011 года комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее Комитет) письмом N 3353 уведомил заявителя о том, что согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. Для реализации указанного права Комитет предложил разделить земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, на земельные участки, расположенные в границах красных линий и их получения в собственность СНТ "Тюльпан-1" и за границами красных линий для их последующего предоставления в аренду СНТ "Тюльпан-1" (т.1 л.д.17).
...
Судебная коллегия считает, что довод заявителя об отсутствии обременения участка противоречит материалам дела, поскольку его часть расположена в охранной зоне ЛЭП (т.1 л.д. 69,110) и принятие решения о предоставлении его в собственность заявителя нарушило бы действующее законодательство.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении в собственность СНТ "Тюльпан-1" испрашиваемого земельного участка не противоречит пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 11, пунктам 3, 4 статьи 34, абзацу 2 пункта 7 статьи 36, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 14, пункту 1 статьи 15, статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в связи с установленным законодательством прямым запретом.
...
С учётом указанных обстоятельств, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
...
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера."
Номер дела в первой инстанции: А12-18313/2011
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Тюльпан-1", Садоводческое некоммерческое товарищество "Тюльпан-1", представитель Морозова Е. А.
Ответчик: Администрация города Волгограда
Третье лицо: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-773/12