г. Самара |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А65-18872/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 февраля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 33 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 г. по делу N А65-18872/2011 (судья Воробьёв Р.М.),
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 33 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", г. Зеленодольск, Республика Татарстан, (ИНН 1648017863, ОГРН 1021606759350),
к Отделу государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
третье лицо - Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 33 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее административный орган) об оспаривании постановления N 0326-2011-0683 от 05.08.2011 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 г. по делу N А65-18872/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование. считает, что решение суда является незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, постановлением N 0326-2011-0683 от 05.08.2011 г. заявитель за нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), СП 3.13130.2009, СП 2.13130.2009, СНиП 31-06-2009, выявленные в ходе проверки проведенной 29.07.2011 г., был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Из материалов дела также следует, что административным органом были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, допущенные заявителем:
- система оповещения людей о пожаре не соответствует нормативным требованиям по пожарной безопасности (СП 3.13130.2009 Табл.2);
- дверь в помещение гладильной не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости EI 30 (СП 2.13130.2009 п.6.8.19);
- дверь в помещение прачки не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости EI 30 (СП 2.13130.2009 п.6.8.19);
- планы эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р12.2.143-2009 (п.16 ППБ 01-03);
- объект не оборудован каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть (СНиП 31-06-2009 п.3.16).
Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ).
В соответствии с таблицей 2 Свода правил "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, в дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.
На основании п.6.8.19 Свода правил СП 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 172, двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте (п. 16 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...")).
Согласно п. 3.16. "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения", утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390, в общественных зданиях следует предусматривать электрооборудование, электроосвещение, сеть телефонной связи с выходом на телефонные сети общего пользования, сеть приема телевидения и радиовещания, сеть проводного вещания.
При технико-экономическом обосновании, а также в соответствии с заданием на проектирование комплексы зданий, отдельные здания или помещения оборудуются электрочасовыми установками, системой охранной сигнализации, системами информатизации и звукофикации, системами автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования зданий и другими видами устройств. Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны предусматриваться в соответствии с требованиями СП 3.13130 и СП 5.13130.
Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
Факт нарушения указанных требований подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут, заявитель лишь указал на отсутствие финансирования тех работ, которые необходимо осуществить в целях приведения здания учреждения в соответствие пожарным требованиям.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, установлена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается нарушение заявителем требований правил пожарной безопасности к зданиям, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, общих требований Правил пожарной безопасности, что образует составы административных правонарушений предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела также следует, что согласно Уставу МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 33 "Аленький цветочек" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления. В связи с чем, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на учреждение.
Доводы заявителя о необходимости больших материальных затрат для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя не влияют на квалификацию совершенного административного правонарушения.
Факт устранения выявленных нарушений является обстоятельством смягчающим административную ответственность, а не освобождающим от неё.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено. В ходе административного производства административный орган действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав заявителя, постановление вынесено полномочным лицом в соответствии с требованиями п.3 ч.2 ст.23.34 КоАП РФ.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным в силу степени его общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью детей.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При назначении наказания административным органом в соответствии ч.ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере 150 000 руб.
Довод заявителя о том, что учреждение уже было привлечено к ответственности за те же нарушения, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как несостоятельный.
Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), СНиП установлена ст. 20.4 КоАП РФ, ответственность же за неисполнение выданного предписания уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 г. по делу N А65-18872/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено. В ходе административного производства административный орган действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав заявителя, постановление вынесено полномочным лицом в соответствии с требованиями п.3 ч.2 ст.23.34 КоАП РФ.
...
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При назначении наказания административным органом в соответствии ч.ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере 150 000 руб.
...
Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), СНиП установлена ст. 20.4 КоАП РФ, ответственность же за неисполнение выданного предписания уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А65-18872/2011
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N33 "Аленький цветочек"
Ответчик: Исполнительный комитет ЗМР РТ, Отдел Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по РТ
Третье лицо: Исполнительный комитет ЗМР РТ, г. Зеленодольск
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18872/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2680/12
20.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15571/11
01.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14408/11
14.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18872/11