город Омск |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А70-5789/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Тюмень-Электромонтаж" (ОГРН 1077203015020) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области о признании недействительной государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" (ОГРН 1027200805818, ИНН 7204054511) в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), произведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области 01.04.2011 за государственным регистрационным номером 2117232120729,
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Тюменской области N 14 восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект",
заинтересованные лица: Орлов Игорь Васильевич, Криворот Александр Леонидович, Коваленко Виктор Петрович, Семенюк Борис Васильевич,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Тюмень-Электромонтаж" - Семенова А.В. (паспорт, по доверенности от 20.07.2010);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Кривоносов Д.Н. (по доверенности от 11.08.2011);
от Орлова Игоря Васильевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Орлова Игоря Васильевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Криворот Александра Леонидовича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Коваленко Виктора Петровича - Перевалова Е.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 08.08.2011;
от Семенюк Бориса Васильевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй - Тюмень-Электромонтаж" (далее по тексту - ООО "Строй -Тюмень-Электромонтаж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительной государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), произведенной 01.04.2011 за государственным регистрационным номером 2117232120729 и об обязании Инспекции восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ- комплект".
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены учредители (участники) общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" Орлов Игорь Васильевич, Криворот Александр Леонидович, Коваленко Виктор Петрович, Семенюк Борис Васильевич.
Решением от 12.08.2011 по делу N А70-5789/2011 Арбитражный суд Тюменской области заявленные Обществом требования удовлетворил, признал недействительной государственную регистрацию прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), произведенную налоговым органом 01.04.2011 за государственным регистрационным номером 2117232120729, обязал Инспекцию в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект".
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция и Коваленко Виктор Петрович обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2011 по делу N А70-5789/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
Определениями суда от 01.11.2011 указанные апелляционные жалобы приняты к производству и назначены к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 14.12.2011.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что суд первой инстанции рассмотрел дело в судебном заседании 09.08.2011 без участия Орлова Игоря Васильевича, Криворота Александра Леонидовича, Коваленко Виктора Петровича, Семенюка Бориса Васильевича, не извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и основание для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 дело N А70-5789/2011 было назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции на 16 февраля 2012 года на 16 час. 15 мин.
Представитель ООО "Строй-Тюмень-Электромонтаж" в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель Инспекции с доводами заявления не согласен, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Коваленко Виктора Петровича с доводами заявления не согласен, просил в судебном заседании отказать в удовлетворении заявленных требований.
Орлов Игорь Васильевиа, Криворот Александр Леонидович и Семенюк Борис Васильевич, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев настоящее дело по правилам суда первой инстанции, установил следующие обстоятельства.
ООО "Строй-Тюмень-Электромонтаж" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском о взыскании с ООО "ЖБИ-комплект" задолженности по договорам N 43 от 08.10.2008, N 6 от 11.01.2009 и дополнительному соглашению N 1 от 11.01.2009 к договору N 4 от 22.03.2008 в размере 1 680 156 руб. 63 коп.
Решением арбитражного суда от 24.11.2010 по делу N А70-9793/2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "ЖБИ-комплект" подало апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.11.2010.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 жалоба общества была оставлена без движения, 17.02.2011 апелляционная жалоба была принята к производству.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 производство по апелляционной жалобе ООО "ЖБИ-комплект" на решение арбитражного суда от 24.11.2010 по делу N А70-9793/2010 прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с внесением 01.04.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЖБИ-комплект" в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
ООО "Строй-Тюмень-Электромонтаж" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЖБИ-комплект" недействительной в связи с представлением регистрирующему органу документов, содержащих недостоверные сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд требования заявителя считает обоснованными и подлежащим удовлетворению. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Материалами дела подтверждается, что формально на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы и в надлежащий регистрирующий орган. При этом ликвидационный баланс общества содержал сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами.
Между тем, апелляционным судом установлено, что ООО "ЖБИ-комплект" в регистрирующий орган были представлены недостоверные сведения о том, что в ликвидационном балансе задолженность отсутствует.
В частности, апелляционным судом установлено, что наличие задолженности ООО "ЖБИ-комплект" перед заявителем подтверждается решением арбитражного суда по делу N А70-9793/2010.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.06.2010 N 174/10 по делу N А63-12250/2007-С1-19 в случае, если ликвидация стороны по делу, решение в отношении которой обжаловано в суд апелляционной инстанции, состоялась после принятия судом первой инстанции данного решения, у суда апелляционной инстанции с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 28.05.2009 N 36, отсутствуют основания для рассмотрения этой жалобы, а следовательно, для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и прекращения производства по делу. Прекращению подлежит в этом случае производство по апелляционной жалобе, так как ликвидация стороны по делу после принятия судом первой инстанции решения по существу спора исключает процессуальную возможность ее рассмотрения и проверки судом законности обжалованного судебного акта.
Таким образом, определение Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 о прекращении производства по апелляционной жалобе не влечет отмену решения суда первой инстанции, которым с ООО "ЖБИ-комплект" в пользу заявителя взысканы 1 680 156 руб. 63 коп.
25.04.2011 Арбитражным судом Тюменской области на основании решения от 24.11.2010 выдан исполнительный лист на взыскание с ООО "ЖБИ-комплект" в пользу заявителя 1 680 156 руб. 63 коп. задолженности.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В силу пунктов 4 -6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требо
Таким образом, ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
Таким образом, задолженность перед заявителем в сумме 1 680 156 руб. 63 коп. подлежала отражению ООО "ЖБИ-комплект" в промежуточном ликвидационном балансе. О начале процедуры ликвидации кредитор должен был быть извещен в целях предъявления требований. И в случае расчета с кредитором ликвидационный баланс, содержащий сведений об отсутствии задолженности и завершении всех расчетов с кредиторами, мог быть представлен регистрирующему органу для принятия решения о государственной регистрации прекращении деятельности общества как юридического лица.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности они не уведомлены о ликвидации и их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что материалы регистрационного дела ООО "ЖБИ-комплект" свидетельствуют о представлении на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения.
Представление на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию, что установлено судом, свидетельствует о непредставлении самого документа (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"), в связи с чем, решение регистрирующего органа не может быть признано законным.
Оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации противоречит принципу обеспечения при ведении реестра достоверности сведений, составляющих федеральный информационный ресурс (статья 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц").
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованными требования заявителя о признании незаконной государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЖБИ-комплект" в качестве юридического лица по причине представления ликвидационного баланса, содержащего сведения об отсутствии у общества задолженности перед заявителем в сумме 1 680 156 руб. 63 коп в отсутствие доказательств завершения расчетов с кредиторами должника и соблюдения установленного порядка ликвидации юридического лица.
Учитывая указанное, оспариваемая государственная регистрация прекращения деятельности ООО "ЖБИ-комплект" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) подлежит признанию недействительной.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать Инспекцию восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об ООО "ЖБИ-комплект".
Поскольку требования заявителя подлежат удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 2 000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Инспекцию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 12 августа 2011 года по делу N А70-5789/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Строй-Тюмень-Электромонтаж" удовлетворить.
Признать недействительной государственную регистрацию прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" (ОГРН 1027200805818, ИНН 7204054511) в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников), произведенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области 01.04.2011 за государственным регистрационным номером 2117232120729.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Тюменской области N 14 в недельный срок со дня вступления постановления суда в законную силу восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" (ОГРН 1027200805818).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Тюмень-Электромонтаж" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4 -6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
...
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требо
Таким образом, ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
...
Представление на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию, что установлено судом, свидетельствует о непредставлении самого документа (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"), в связи с чем, решение регистрирующего органа не может быть признано законным.
Оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации противоречит принципу обеспечения при ведении реестра достоверности сведений, составляющих федеральный информационный ресурс (статья 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц").
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11."
Номер дела в первой инстанции: А70-5789/2011
Истец: ООО "Строй-Тюмень-Электромонтаж"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области
Третье лицо: Коваленко Виктор Петрович, Криворот Алекандр Леонидович, ООО "ЖБИ-комплект", Орлов Игорь Васильевич, Семенюк Борис Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1757/12
24.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
06.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
27.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
27.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7890/11
14.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
14.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7890/11
01.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
01.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7890/11
04.10.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7890/11
23.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7889/11
23.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7890/11