г. Саратов |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А57-10328/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
от комитета по управлению имуществом Саратовской области - Гурылев Е.Н., действующий по доверенности N 1332 б от 04.04.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года по делу N А57-10328/2011 (судья Федорова Ю.Н.)
по исковому заявлению комитета по управлению имуществом Саратовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Деловая репутация",
обществу с ограниченной ответственностью "Волгарент"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
администрация муниципального образования "Город Саратов",
комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов",
Мурадян Аракс Леонидович
о взыскании задолженности по арендной плате и пени
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее истец, Комитет) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Деловая репутация" о взыскании задолженности по уплате арендной платы по договору аренды от 26.10.2007 г. N 703 за период с 01.07.2010 года по 30.06.2011 года в сумме 55921 руб. 10 коп., пени за просрочку платежа в сумме 15070 руб. 74 коп.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2011 суд произвел замену ненадлежащего ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Деловая репутация", на надлежащего - общество с ограниченной ответственностью "Волгарент", находящееся по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Верхний рынок,17.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 25 января 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Мурадяна Аракса Леонидовича, представителей общества с ограниченной ответственностью "Деловая репутация", общества с ограниченной ответственностью "Волгарент", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Деловая репутация" заключен договор от 26.10.2007 г. N 703 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 4305 кв.м. с кадастровым номером 64:48:01 03 01:0028, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Верхний рынок, корпус 17.
Государственная регистрация в Главном управлении федеральной регистрационной службы по Саратовской области в соответствии с п. 2.2 договора аренды N 703 от 26.10.2007 г. произведена 06.11.2007 г.
В последующем общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Деловая репутация" на основании договора замены стороны в обязательстве от 17.05.2008 года уступило гражданину Мурадян А.Л. права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.10.2007 г.. N 703, а Мурадян А.Л. на основании договора замены стороны в обязательстве от 15.10.2008 года уступил обществу с ограниченной ответственностью "Волгарент" права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.10.2007 г. N 703 заключенного на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области NТ-2786-р от 01.08.2007 г.
Истец, полагает, что на основании указанного договора и в соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор - общество с ограниченной ответственностью "Волгарент" обязан уплачивать арендодателю - Комитету по управлению имуществом Саратовской области арендную плату в размере и на условиях, установленных договором.
Поскольку свои обязательства по внесению арендной платы за период с 01.07.2010 года по 30.06.2011 года ответчик не выполнил, Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился в арбитражный суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г.., в связи с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, Согласно п. 1.1. договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 4305 кв.м., занимаемый нежилыми зданиями, с кадастровым номером 64:48:01 03 01:0028, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Верхний рынок, корпус 17.
Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.200г. N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г.. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 г. N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.
Таким органом на момент заключения договора от 26.10.2007 г. N 703 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 05.10.2004 г.. N216-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки" (в редакции от 01.09.2005 г.) являлся КУИ Саратовской области.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г.. N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Следовательно, с 19.10.2009 г. после вступления в законную силу п. 2 ст. 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г.. N 144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г.. N 67-649, администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 г.. N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, признавшей ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору от 26.10.2007 г. N 703 независимо от его переоформления в силу п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 г.. N 301/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, КУИ Саратовской области является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 20.10.2009 г..
Правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона КУИ Саратовской области выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору от 26.10.2007 г. N 703 перешли к администрации муниципального образования "Город Саратов". Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что гражданские права на спорный земельный участок не были переданы, поскольку были переданы представительские полномочия, имеющиеся у истца, органу местного самоуправления.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2009 год" от 26.11.2008 г.. в статье 3 утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета и главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению N 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке N 3 - 1 1105010 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Законом Саратовской области от 26.11.2009 г.. N 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год", принятым Саратовской областной Думой 25.11.2009 г.., и Законом Саратовской области от 26.11.2010 г.. N 201 -ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год", принятым Саратовской областной Думой 24.11.2010 г.., код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 г. N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратова" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные КУИ Саратовской области требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 19 декабря 2011 года по делу N А57-10328/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона КУИ Саратовской области выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору от 26.10.2007 г. N 703 перешли к администрации муниципального образования "Город Саратов". Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что гражданские права на спорный земельный участок не были переданы, поскольку были переданы представительские полномочия, имеющиеся у истца, органу местного самоуправления.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ."
Номер дела в первой инстанции: А57-10328/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Ответчик: ООО "Волгарент", ООО "УК "Деловая репутация", ООО "Волгарент", ООО Управляющая компания "Деловая репутация", представителю ООО "Волгарент" - Ваничкиной О. Ю.
Третье лицо: Администрация г. Саратова, Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации Муниципального образования "г. Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Мурадян Аракс Леонидович, Управление Росресстра по Саратовской области, ФГУ "Земельная кадастравая палата" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8264/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8264/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8264/12
25.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2629/12
22.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1088/12