г.Саратов |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А12-15495/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей: Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Афониной Е.О.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Групп" (Волгоградская область, г.Волжский)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "02" декабря 2011 года по делу N А12-15495/2011 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Групп" (Волгоградская область, г.Волжский)
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области (Волгоградская область, г.Волжский)
о признании незаконным и отмене постановления N 010534 от 24.08.2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финанс-Групп" (далее - Общество, заявитель, ООО "Финанс-Групп") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Волжскому Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении N 010534 от 24.08.2011 незаконным и отменить его.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "02" декабря 2011 года в удовлетворении заявления Обществу отказано.
ООО "Финанс-Групп" не согласилась с указанным решением, и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, просит отменить решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители налогового органа и заявителя не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 28.12.2011. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку своих представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении административного органа и заявителя о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 08.08.2011 N 208 Инспекцией проведена документальная проверка полноты учета обществом выручки полученной с применением ККТ и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.05.2011 по 07.082011.
По результатам проверки составлены акт от 15.08.2011 N 000090, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от 09.08.2011, протокол об административном правонарушении в отношении общества N 010534 от 15.08.2011.
Инспекцией выявлено, что Общество не имеет изолированного и оборудованного помещения кассы для осуществления хранения, приема и выдачи наличных денежных средств, кроме того нарушен порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, выразившийся в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита остатка кассы.
На основании материалов проверки административным органом принято постановление N 010534 от 24.08.2011 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, Общество оспорило его в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях ООО "Финанс-Групп" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денет сверх установленных лимитов установлена административная ответственность.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются как должностные, так и юридические лица.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу как изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денежной наличности в помещении кассы (пункт 29 названного Порядка).
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (далее - Единые требования) установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций.
Пунктом 29 Порядка установлено, что в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при достав ке и х из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку.
Согласно пункту 3 названного Приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; помещение должно иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторон у внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий.
В силу пунктов 6 и 7 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимите остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов.
Согласно пункту 2.7 утвержденного Центральным банком Российской Федерации Положения от 05.01.1998 N14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Как следует из материалов административного дела, обслуживающий общество банк ОАО "Мастер-Банк" не устанавливал для ООО "Финанс-Групп" лимит остатка кассы на 2011 год, таким образом, лимит остатка кассы является нулевым, а вся не сданная обществом в учреждения банков денежная наличность сверхлимитной.
За период 01.05.2011 по 07.08.2011 общество получало денежную выручку с применением ККТ, директору Круминой Е.М. по расходным кассовым ордерам на сумму 291 996 рублей, и на выплату заработной платы в сумме 28 445 рублей.
Кроме того с 01.05.2011 по 07.08.2011 общество имело свободные денежные средства и совершало с ними операции, а именно принимало денежную выручку за оказанные услуги, выдавало подотчет наличные денежные средства, выдавало заработную
плату, что подтверждается кассовой книгой, кассовыми ордерами.
Факт нарушения обществом Порядка ведения кассовых операций и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации установлен оспариваемым постановлением и подтверждается материалами дела: актом проверки от 15.08.2011 N 000090, протоколом осмотра помещений общества от 09.08.2011, протоколом опроса генерального директора Круминой Е.М. от 15.08.2011, протоколом опроса бухгалтера общества Поляковой Г.В. от 09.08.2011, протоколом об административных правонарушениях N010534 от 15.08.2011, кассовой книгой (вкладными листами кассовой книги), приходными/расходными кассовыми ордерами.
Как следует из протокола опроса директора общества Круминой Е.М. - изолированного помещения кассы в обществе нет, в связи с тем, что площадь арендуемого помещения не позволяет оборудовать отдельную кассовую комнату. Общество расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе и согласование расходования поступающей в кассу общества денежной выручки на 2011 год в обслуживающее его учреждение банка не сдавало.
При таких обстоятельствах, суд перовой инстанции пришёл к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Однако, давая оценку, представленному административному материалу и оспариваемому постановлению судом первой инстанции не принято во внимание положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, в которой возведены на конституционный уровень нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Из содержания упомянутой статьи Конституции прямо вытекает, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое в момент его совершения признавалось административным правонарушением.
Действующим является закон, вступивший в установленном порядке в силу, если не истек специально указанный срок его действия, либо он не отменен другим актом. В соответствии с требованиями статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.
12.10.2011 Центральным Банком России Принято Положение N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории российской Федерации", которое определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения и распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).
Настоящее указание вступило в силу с 01.01.2012.
В соответствии с пунктом 1.11 названного Положения мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Из анализа названной правовой нормы следует вывод, что с 01.01.2012 организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определять порядок хранения наличных денежных средств.
В связи с этим с 01.01.2012 публичная обязанность, нарушение которой вменено Обществу оспариваемым постановлением административного органа, отменена, таким образом с этой даты устранена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно, отсутствии надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положение "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории российской Федерации" улучшает положение юридического лица, совершившего административное правонарушение, отменяя публичную обязанность, нарушение которой вменено в вину Обществу.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области N 4867-ВС от 13.09.2011 о привлечении ООО "Межрайонриэлт" к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. является незаконными и подлежат отмене.
Решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, что в силу требований статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "02" декабря 2011 года по делу N А12-15495/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы по г.Волжскому Волгоградской области N 010534 от 24.08.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Групп" к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положение "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории российской Федерации" улучшает положение юридического лица, совершившего административное правонарушение, отменяя публичную обязанность, нарушение которой вменено в вину Обществу.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области N 4867-ВС от 13.09.2011 о привлечении ООО "Межрайонриэлт" к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. является незаконными и подлежат отмене."
Номер дела в первой инстанции: А12-15495/2011
Истец: ООО "Финанс-Групп"
Ответчик: ИФНС России по г. Волжскому
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-272/12