г.Москва |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А40-78207/11-120-631 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Каменецкого Д.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП по Москве Пылаевой С.В.
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2011
по делу N А40-78207/11-120-631 судьи Блинниковой И.А.
по заявлению Фонда социального страхования РФ
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаевой С.В.,
третье лицо: ФГУЗ "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства России",
о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Маслаковой О.Ю. по доверенности от 06.09.2011,
судебного пристава-исполнителя Пылаевой С.В.,
представитель третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Фонд социального страхования РФ обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по г.Москве Пылаевой С.В. от 16.05.2011 о возбуждении исполнительного производства N 201159/11/11/77/37.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2011, принятым по данному делу, требования заявителя удовлетворены: постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Москве Пылаевой С.В. от 16.05.2011 о возбуждении исполнительного производства N 201159/11/11/77/37 признано незаконным.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое постановление не соответствует нормам Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "Об исполнительном производстве" и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, судебный пристав-исполнитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что взыскателем, направившим в адрес пристава заявление о возбуждении исполнительного производства, были представлены копии документов, подтверждающих, что при направлении исполнительного документа в Министерство финансов РФ, в принятии исполнительного документа было отказано ввиду отсутствия ссылки в решении суда на взыскание за счет средств казны Российской Федерации. Кроме того, взыскателем была представлена информация о том, что при направлении исполнительного документа в Казначейство в принятии исполнительного документа отказано ввиду отсутствия открытого лицевого счета Фонда соцстраха в Федеральном казначействе.
Представитель Фонда социального страхования РФ в судебном заседании и письменном отзыве на жалобу изложенные в ней доводы не признал, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом пояснил, что в силу требований ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю надлежало в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, исходя из того, что представленный исполнительный документ должен исполняться в ином порядке.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
В силу п.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 названной статьи Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п.п.8 ч.1 ст.31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.09.2010 по делу N АЗЗ-5244/2010 с Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Сибирский клинический центр" Федерального медико-биологического агентства России было взыскано 582 000 рублей за фактически оказанную медицинскую помощь девяноста семи женщинам в период родов и послеродовой период, 225 000 рублей за фактически оказанную медицинскую помощь двадцати женщинам в период с 01.01.2010 по 25.02.2010, а также 21140 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 и Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2011 указанное решение Арбитражного суда Красноярского края оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Пылаевой С.В. от 16.05.2011 в отношении Фонда возбуждено исполнительное производство N 20159/11/11/77/37.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Пылаевой С.В. от 01.09.2011 N 20159/11/11/77/37 исполнительное производство N 20159/11/11/77/37 окончено.
Фонд социального страхования РФ, считая свои права вынесенным постановлением о возбуждении исполнительного производства нарушенными, обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления судебного пристава-исполнителя.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления пристава.
В соответствии со ст.329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица подлежат признанию незаконными в случае, если они не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена, исходя из того, что оспариваемое постановление пристава не соответствует законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, бюджетные средства Фонда относятся к бюджетной системе Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, том числе в результате издания государственными органами Российское Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному акту исполнительный документ и надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, направляются для исполнения в Министерство Финансов Российской Федерации.
Согласно п.п.1 и 2 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2003 N 703, Федеральное казначейство Российской Федерации находится в ведении Министерства Финансов Российской Федерации, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Пунктом 4 названного положения установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 16.05.2011 N 20159/11/11/77/37 неправомерно, поскольку федеральным законом предусмотрен иной порядок исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из вышеприведенной нормы статьи 31 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Следовательно, в настоящем случае пристав в силу указанной нормы Закона в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа должен был вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
При этом не принимаются как необоснованные доводы пристава о том, что взыскателем были представлены документы, подтверждающие отказ Минфина в принятии исполнительного документа со ссылкой на отсутствие лицевого счета Фонда соцстраха в Федеральном казначействе.
Согласно Методическим рекомендациям по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом ФССП РФ от 15.05.2009 N 195, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции в соответствии с приведенной нормой Кодекса сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных Фондом требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2011 по делу N А40-78207/11-120-631 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, том числе в результате издания государственными органами Российское Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному акту исполнительный документ и надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, направляются для исполнения в Министерство Финансов Российской Федерации.
...
Как следует из вышеприведенной нормы статьи 31 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
...
Согласно Методическим рекомендациям по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом ФССП РФ от 15.05.2009 N 195, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А40-78207/2011
Истец: Фонд социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Межрайонный ОСП по особым и/п УФССП по Москве, СПИ ПЫЛАЕВА С. В., судебному приставу-исполнителю МРО ССП по ОИП УФССП по Москве Пылаевой С. В.
Третье лицо: ФГУЗ "СИБИРСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР", ФГУЗ СКЦ ФМБА России