г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А42-7233/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Смирницкого А.И., дов. от 17.11.2011
от ответчика: Тропникова А.А., дов. от 09.03.2011 N 25-21/4307
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-642/2012) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2011 по делу N А42-7233/2010 (судья Дмитриевской Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "АТЛАНТРЫБФЛОТ"
к Мурманской таможне
о признании недействительным решения
установил:
закрытое акционерное общество "ЗАПРЫБФЛОТ": 236039, Калининградская область, Калининград, ул. А. Суворова, д. 57, ОГРН 1023900763710 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом) к Мурманской таможне: 183010, Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095 (далее - таможня) о признании недействительными требования от 07.09.2010 N 107 об уплате таможенных платежей и решения от 07.10.2010 N 28 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Определением от 14.12.2010 судом произведена замена ЗАО "ЗАПРЫБФЛОТ", реорганизованного в форме присоединения, на правопреемника открытое акционерное общество "АТЛАНТРЫБФЛОТ": 236000, Калининградская область, Калининград, ул. Дм. Донского, д. 5а, ОГРН 1023900763633 (далее - общество).
Решением суда от 01.12.2011 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 декабря 2011 года по делу N А42-7233/2010 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. При этом таможня считает, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, является продукцией (товаром), полностью произведенной в Российской Федерации, то есть имеет статус российского товара. В связи с чем, спорная продукция морского промысла неправомерно помещена обществом под таможенный режим "международный таможенный транзит" (далее - МТТ), в то время как подлежала помещению под таможенный режим "экспорт" с уплатой вывозных таможенных пошлин, которые доначислены таможней и предъявлены обществу к уплате путем направления оспариваемого требования. Также податель жалобы не согласен с выводом суда относительно отсутствия у таможни оснований для выставления оспариваемого требования в связи с тем, что разрешение на применение таможенного режима МТТ таможенным органом не отменено. Податель жалобы считает, что не отмена в порядке ведомственного контроля разрешения нижестоящего таможенного органа на помещение товаров под режим международного таможенного транзита не влечет недействительность выставленного декларанту требования об уплате таможенных платежей и не освобождает его от обязанности их уплаты.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество против доводов апелляционной жалобы возражало по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 30.06.2008 между обществом (продавец) и компанией "GARTEX LIMITED" (Британские Виргинские острова, покупатель) заключен контракт N 19 на поставку с июля 2008 года по июнь 2010 года мороженой рыбопродукции, на общую сумму не менее 5 000 000 долларов.
Для ведения промысла водных биологических ресурсов ЗАО "ЗАПРЫБФЛОТ" заключило с ООО "КОМПАНИЯ ЛКТ" договор фрахтования судна М-0108 "Геническ" с экипажем от 28.09.2009.
В целях перегрузки продукции морского промысла в Баренцевом море за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Российской Федерации в период с 16.10.2009 по 18.10.2009 для дальнейшей ее доставки в порт Велсен обществом на основании всеобщего универсального чартера (часть 1) N 05/10/09-2 от 05.10.2009, заключенного с иностранным судовладельцем - компанией "Remiko Shipping Limited" (Кипр), зафрахтовано судно "Сапориз".
На основании разрешения N ПМ-090313В ЗАО "ЗАПРЫБФЛОТ" в период с 10.10.2009 по 15.10.2009 осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов на судне М-0108 "Геническ" в исключительной экономической зоне за пределами территориальных вод Российской Федерации, а также производство из них рыбопродукции.
Во исполнение условий контракта N 19 от 30.06.2008 с судна М-0108 "Гениченск" на судно "Сапориз" в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море по коносаменту N 60/09 от 17.10.2009 произведена перегрузка рыбопродукции весом нетто 68 050 кг, добытой и произведенной в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Судно "Сапориз" с рыбопродукцией на борту прибыло в порт Мурманск 21.10.2009.
ООО "Карельская судоходная компания" на таможенный пост "Морской порт Мурманск" подано заявление от 21.10.2009 N 01-145 о помещении находящейся на борту судна "Сапориз" продукции морского промысла, в том числе рыбопродукции весом 68 050 кг, под режим МТТ.
На основании данного заявления с разрешения таможенного органа указанная рыбопродукция 21.10.2009 помещена под таможенный режим МТТ.
В этот же день судно "Сапориз" вышло из порта Мурманск в рейс, следуя в порт Велсен (Нидерланды), по прибытии в который произведена выгрузка транзитного груза и 04.11.2009 составлен акт N 7-2009 о передаче обществом компании "GARTEX LIMITED" рыбопродукции в количестве 68 050 кг.
Оплата продукции морского промысла весом 68 050 кг стоимостью 135 235,28 долларов США осуществлена 14.04.2010 покупателем по контракту N 19 от 30.06.2008 на основании инвойса N 27 от 04.11.2009.
В качестве таможенной декларации при ввозе рыбопродукции на таможенную территорию Российской Федерации и ее вывозе капитаном судна "Сапориз" на таможенный пост "Морской порт Мурманск" были поданы стандартные документы перевозчика (генеральная и грузовая декларации), согласно которым на борту судна находился транзитный груз - мороженая рыбопродукция, в том числе рыбопродукция весом 68 050 кг, перегруженная с судна М-0108 "Гениченск" по коносаменту N 60/09 от 17.10.2009.
Мурманской таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения обществом условий помещения под таможенный режим МТТ товаров (продукции морского промысла), ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации 21.10.2009 на судне "Сапориз".
В ходе проверки Мурманская таможня установила, что продукция морского промысла в количестве 68 050 кг, вывезенная с территории Российской Федерации 21.10.2009 в таможенном режиме МТТ, для таможенных целей имеет статус российского товара, а потому неправомерно помещена под процедуру МТТ.
Таможенный орган сделал вывод о том, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации с целью реализации иностранному покупателю без обязательства обратного ввоза спорная продукция подлежала оформлению в таможенном режиме экспорта с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере 196 241,81 руб.
Поскольку лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку, на основании которой рыбородукция подлежала оформлению в таможенном режиме экспорта, явилось ЗАО "ЗАПРЫБФЛОТ", Мурманская таможня посчитала, что обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины лежит на обществе.
По результатам проверки, оформленной актом от 03.09.2010 N 10207000/400/030910/А0082, обществу выставлено требование от 07.09.2010 N 107 об уплате 213 898,66 руб., в том числе 196 241,81 руб. вывозной таможенной пошлины и 17 656,85 руб. пеней, исчисленных за период с 22.10.2009 по 07.09.2010.
В связи с неисполнением требования в установленный срок, таможней в соответствии со статьей 351 ТК РФ принято решение N 28 от 07.10.2010 о взыскании с ЗАО "ЗАПРЫБФЛОТ" 215 419,54 руб., в том числе вывозной таможенной пошлины и 19 177,73 руб. пеней, исчисленных за период с 22.10.2009 по 07.10.2010.
Не согласившись с требованием и решением Мурманской таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод об отсутствии у вывезенного товара статуса российского, в связи с чем основания для выставления оспариваемого требования и принятия решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке, у таможенного органа не имелось.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 156-157 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), действовавшего в спорный период, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью двух признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не быть вывезены с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная продукция морского промысла добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть за пределами таможенной территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, таможней в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 11, 167 ТК РФ, а также пункта 6 статьи 31 ТК РФ в совокупности с пунктом 1 статьи 29 ТК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания добытой и произведенной заявителем морской продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за пределами территориального моря Российской Федерации) российским товаром, к которому невозможно применение процедуры МТТ.
Означенный вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике.
С учетом положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11 и статьи 157 ТК РФ товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных, предусмотренных таможенным законодательством документах, соответствующей отметки.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.11.2008 N 1378 утвержден порядок проведения таможенной ревизии (далее - Порядок N 1378), пунктом 81 которого установлено, что в случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего решение, составляется рапорт о выявлении поводов, который визируется руководителем ревизионной комиссии.
В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отмене в порядке ведомственного контроля разрешения таможенного поста на открытие в отношении спорной рыбопродукции процедуры МТТ вышестоящим таможенным органом не принято.
Таким образом, разрешение обществу применить к ввезенной рыбопродукции таможенный режим МТТ не отменено и действует до настоящего времени, что в свою очередь свидетельствует о нарушении таможней порядка выставления требования об уплате таможенных платежей, в отсутствие оснований его выставления, которые должны быть указаны в требовании.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности помещения обществом спорной рыбопродукции под режим МТТ и отсутствии у него обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, и как следствие, отсутствие у таможенного органа оснований для направления обществу оспариваемого требования и принятия решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 декабря 2011 года по делу N А42-7233/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378)."
Номер дела в первой инстанции: А42-7233/2010
Истец: ЗАО "Запрыбфлот", ОАО "Антлантрыбфлот", ОАО "Атлантрыбфлот"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-642/12