г. Саратов |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А57-8521/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Клочковой Н.А.,
судей - Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федкулиной К.О.,
при участии в заседании представителей сторон:
от ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", г.Самара, в лице филиала ОАО "Волжская ТГК", г. Саратов - Белозерцев С.О., по доверенности N 32 от 14.12.2011,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремком", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2011 года по делу N А57-8521/2011 (судья Духовнова Е.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремком", г. Саратов,
к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара в лице филиала ОАО "Волжская ТГК", г. Саратов,
при третьем лице: Государственный комитет по регулированию тарифов по Саратовской области, г. Саратов; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 807 819,93 руб.,
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ремком", г. Саратов (далее - ООО "Ремком", истец) с иском, впоследствии уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, в лице филиала ОАО "Волжская ТГК", г. Саратов (далее - ОАО "Волжская ТГК", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 807 819,93 руб. полученного в период с 01.08.2008 г.. по 31.01.2011 г..
Решением арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Ремком", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2011 г.. по делу N А57-8521/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих требований апеллянт ссылается на то, что при расчетах ОАО "Волжская ТГК" с ООО "Ремком" применило тарифы, увеличенные на 18% (НДС), в то время как утвержденные органом местного самоуправления тарифы на услугу по снабжению тепловой энергией в горячей воде не включают в себя НДС, таким образом, материалами делами доказывается факт неосновательного обогащения ответчика за счет ООО "Ремком".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Волжская ТГК" представлен отзыв на апелляционную жалобу, ОАО "Волжская ТГК" поддержал доводы, изложенные в отзыве, в судебном заседании, просит судебный акт первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ОАО "Волжская ТГК", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции признал, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремком" во исполнение возложенных на него обязанностей по управлению эксплуатацией обслуживаемого жилого фонда (п. 2.2 Устава) заключило с ОАО "Волжская ТГК" договор N 52844т на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.08.2008 года и договор N 56235т на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2008 года.
Согласно условиям названных договоров энергоснабжения на ОАО "Волжская ТГК" возлагались обязательства отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а на истца (абонента) - осуществлять своевременную и полную оплату потребленной энергии и теплоносителя в порядке, установленном условиями договоров.
Согласно пункта 7.1.1 вышеуказанных договоров - тарифы на тепловую энергию устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования тарифов и подлежат применению с момента, указанного в постановлении о введении тарифов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 190 от 27.07.2010 г.. "О теплоснабжении", установление тарифов на тепловую энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П, органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (мощность) и государственное регулирование и контроль в сфере электроэнергетики является комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области.
При определении стоимости тепловой энергии, поставляемой Абонентам, ОАО "Волжская ТГК" руководствовалось Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, которым установлен единый тариф на тепловую энергию для всех групп потребителей ОАО "Волжская ТГК", и не включающий налог на добавленную стоимость.
Однако, ОАО "Волжская ТГК" за услуги по снабжению тепловой энергией в горячей воде ежемесячно в период с 01.08.2008 года по 31.01.2011 года включительно по договору от 01.08.2008 года выставляло истцу счета-фактуры, в которых применял установленные тарифы на снабжение тепловой энергией в горячей воде и увеличивал их на сумму налога на добавленную стоимость в размере 18%.
Таким образом, по мнению истца, ответчик в период с 01.08.2008 г.. по 31.01.2011 г.. получил неосновательное обогащение в сумме 4 807 819,93 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, признал, что само по себе предъявление при реализации теплоэнергоресурсов, помимо установленного тарифа, налога на добавленную стоимость, не противоречит положениям Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.. и действующему налоговому законодательству, а также соответствует Постановлению Пленума ВАС РФ N 72 от 17.11.2011 г..
Суд апелляционной инстанции признает указанные выводы арбитражного суда области обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Как усматривается из материалов дела при определении стоимости тепловой энергии, поставляемой Абонентам, ОАО "Волжская ТГК" руководствовалось Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, которым установлен единый тариф на тепловую энергию для всех групп потребителей ОАО "Волжская ТГК".
На 2008 год для ОАО "ВТГК" тариф на услугу снабжения тепловой энергией, отпускаемой из теплосети, а также из котельных из теплосети в размере 658 рублей 63 копейки (без НДС) установлен и введен в действие с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.11.2007 года N 17/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2008 год".
На 2009 года для ОАО "ВТГК" тариф на услугу снабжения тепловой энергией, отпускаемой из теплосети, а также из котельных теплосети в размере 796 рублей 44 копейки (без НДС) установлен и введен в действие с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2008 года N 17/3 "О внесении изменения в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008 года N 14/2".
На 2010 года для ОАО "ВТГК" тариф на услугу снабжения тепловой энергией, отпускаемой из теплосети, а также из котельных из теплосети в размере 893 рубля 43 копейки (без НДС) установлен и введен в действие с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009 года N 24/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2010 год".
На 2011 год для ОАО "ВТГК" тариф на услугу снабжения тепловой энергией, отпускаемой из теплосети, а также из котельных из теплосети в размере 992 рубля 62 копейки (без НДС) установлен и введен в действие с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.11.2010 года N 17/20 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2011 год", с учетом изменений, внесенных Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28.12.2010 года N 20/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2011 год".
Таким образом, тариф на тепловую энергию, установленный для ОАО "Волжская ТГК" не включает в себя налог на добавленную стоимость.
Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, в том числе и ресурсоснабжающие.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (НДС).
Эта норма соответствует пункту 2 статьи 170 НК РФ, согласно которому, в случаях приобретения товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Само по себе предъявление при реализации теплоэнергоресурсов, помимо установленного тарифа, налога на добавленную стоимость, не противоречит положениям Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (в редакции от 06.05.2011 г..)., поскольку названным Постановлением предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, ОАО "Волжская ТГК", являясь налогоплательщиком НДС, правомерно предъявляет его, помимо тарифа, установленного на тепловую энергию, к оплате покупателю тепловой энергии, в данном случае Абоненту - ООО "Ремком".
Помимо этого, согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 72 от 17.11.2011, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Содержащиеся в Постановлениях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкования правовых норм являются общеобязательными и подлежат применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и доказательств с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права апелляционным судом не установлено, в связи с чем судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2011 года по делу N А57-8521/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (НДС).
Эта норма соответствует пункту 2 статьи 170 НК РФ, согласно которому, в случаях приобретения товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Само по себе предъявление при реализации теплоэнергоресурсов, помимо установленного тарифа, налога на добавленную стоимость, не противоречит положениям Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (в редакции от 06.05.2011 г..)., поскольку названным Постановлением предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
...
Помимо этого, согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 72 от 17.11.2011, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А57-8521/2011
Истец: ООО "Ремком"
Ответчик: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", Филиал ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Саратове"
Третье лицо: Государственный комитет по регулированию тарифов по Саратовской области, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, МИФНС N 8 по Саратвоской области, МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-430/12