г. Москва |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А40-93401/11-147-816 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Захарова С.В., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
при участии:
от заявителя: |
Лобов А.А. по дов. N 435/10 от 13.11.2010; Матюхин Р.И. по дов. N 541/11 от 10.10.2011; |
от ответчика: |
Арсентьева В.В. по дов. от 27.01.2011 N ВК-35/4; Орлова А.А. по дов. от 12.10.2011 N ВК-35/40; |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "22" ноября 2011 г.. по делу N А40-93401/11-147-816 судьи Дейна Н.В.
по заявлению ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" (ОГРН 1022302390736; адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая, Ордынка, д.40, стр.4)
к Росприроднадзору
об оспаривании предписания от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-12П
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2011, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03-02/08-2011-12П от 13.05.2011.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным предписания.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу апелляционную жалобу указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "КТК-Р" решением от 18.09.2007.
Структура управления нефтепроводной системы ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" включает в себя ряд территориальных подразделений, действующих без образования юридического лица. На территории Российской Федерации расположены следующие территориальные подразделения ЗАО "КТК-Р": Центральный регион ЗАО"КТК-Р" (Астраханская область, республика Калмыкия, Западный регион ЗАО "КТК-Р" (Краснодарский край, Ставропольский край), Морской терминал (Краснодарский край, г.Новороссийск).
В состав Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области входит, в том числе, линейная часть трубопровода протяженностью 222 км (километровые отметки 452 - 674 км).
Участок эксплуатируемой нефтепроводной системы Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области общей протяженностью 26 км проходит через Волго -Ахтубинскую пойму.
На данном участке нефтепровод имеет 20 переходов через 17 водных объектов (данные по периоду межени): р. Большой Ашулук - 547 км; ер. Грязный - 548,67-548,72 км; р. Ахтуба - 548,93-549,07 км; ильмень без названия - 549,55-549,66 км; ильмень без названия - 549,77-549,81 км; р. Хора - 550,10-550,19 км; ер. Песчаный - 550,95-550,97 км, 551,95-551,97 км, 552,67-552,69 км; ер. Мушкатор - 555,66-555,68 км; ер. Щучий - 556,456-556,48 км; 560,18-560,21 км; ерик без названия - 557,65-557,70 км; ильмень Фадеевский - 558,68-558,70 км; ер. Малый Щучий-561,45-561,47 ерик без названия - 564,35-564,45 км; ер. Попов - 566,38-566,44 км; р. Волга - 567,97-568,70 км; ер. Курбатый - 571,13-571,20 км; ер. Ички-Барча - 572,50-572,55 км.
Во исполнение приказов N 154 от 22.03.2011, N 178 от 30.03.2011, подписанных Руководителем Росприроднадзора, в период с 01 апреля по 13 мая 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования была проведена проверка соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства в отношении ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р".
При проведении указанной проверки выявлены нарушения требований природоохранного и экологического законодательства, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, в части использования акватории водных объектов для технического обслуживания подводных переходов действующего и законсервированного нефтепровода.
На основании акта от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-А Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум -Р" выдано предписание N 03-02/08-2011-12П от 13.05.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым предписано в срок до 01.08.2011 принять меры по приведению деятельности ЗАО "КТК-Р" в соответствие с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, в части использования акватории водных объектов для технического обслуживания подводных переходов действующего и законсервированного нефтепровода, а также в срок до 08.08.2011 г.. представить отчет о выполнении предписания в центральный аппарат Росприроднадзора и копию в Управление.
Не согласившись с указанным предписанием ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с гл. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.2 ч.1 ст.11 Водного Кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Проверкой, проведенной Росприроднадзором в период с 01 апреля по 13 мая 2011 года, установлено, что у ЗАО "КТК-Р" отсутствуют документы, подтверждающие право использования акватории водных объектов: ер. Песчаный, ер. Попов, два ерика без названия, два ильменя без названия, ильмень Фадеевский для технического обслуживании и организации охранных зон подводных переходов эксплуатируемого нефтепровода, что является нарушением п.2 ч.1 статьи 11 Водного кодекса РФ.
Согласно ст. 1 п. 8 Водного кодекса РФ водопользователем является в том числе и юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.
Юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно требованиям статей 46, 91 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ 1995 года) водные объекты предоставляются в пользование, а права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Общество имеет лицензию на водопользование поверхностных водных объектов от 30 сентября 2004 серия ACT N 00930 ТРИБК сроком действия до 30.09.2011, на основании которой, а также на основании заключенного с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Астраханской области договора от 30.09.2004 ЗАО "КТК-Р" использует для эксплуатации подводных сооружений акваторию (общей площадью 0,758 кв.м.) вышеуказанных водных объектов.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм до истечения срока действия лицензии от 30 сентября 2004 серия ACT N 00930 ТРИБК Общество является водопользователем водных объектов: р. Волга, ер. Щучий, ильмень Малый Щучий, ер. Курбатый, ер. Ички-Барча, ер. Мушкатор, ер. Хора, |рук. Ахтуба, ер. Грязный, ер. Ашулук.
В данную лицензию на водопользование серии ACT N 00930 ТРИБК от 30 сентября 2004 г., для эксплуатации переходов нефтепровода через водные преграды, не вошли следующие водные об6кты: ер. Песчаный, ер. Попов, два ерика без названия, два ильменя без названия, ильмень Фадеевский.
Согласно подпункту 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль подводных переходов устанавливаются охранные зоны в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны.
В пункте 1 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ определяется как акватория.
Как установлено пунктом 14 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) определяется как использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Технологическое обслуживание и ремонт подводных переходов нефтепроводной системы ЗАО "КТК-Р" производит согласно внутреннему руководящему документу - Регламенту по техническому обслуживанию и ремонту подводных переходов нефтепроводной системы КТК (ВРД КТК 39.01.2004), согласованному с Госгортехнадзором России от 16.12.2003.
Основными видами работы технического обслуживания подводных переходов по ВРД КТ 39.01.2004 является; технический контроль - диагностика состояния участка нефтепровода, текущий и капитальные ремонты подводных переходов.
Текущий и капитальный ремонт включает виды работ с использованием акватории и изменением дна водных объектов, а именно: защита участков размытого трубопровода бетонными коробами, плитами, матами, засыпка трубопровода грунтом, каменная наброска, замена дефектного участка трубопровода с подъемом над поверхностью воды.
Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, согласно п.2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ, осуществляется на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11 ВК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты предоставляются в пользование, в том числе, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
В ч.3 установлен закрытый перечень случаев использования водных объектов, не требующих решения о предоставлении водного объекта в пользование или заключения договора водопользования, и не содержит указание на эксплуатацию подводных переходов трубопроводов, как случай, не требующий принятия указанного решения или заключения договора водопользования.
Таким образом, эксплуатация подводных переходов, в отличие от строительства подводных переходов или трубопроводов, в данных нормах не указывается в качестве случая использования водных объектов, не требующего заключения договора водопользования.
Ввиду изложенного установление охранной зоны ограничивает либо исключает использование водного объекта в ее границах в иных целях, установленных ВК РФ, другими водопользованиями.
Соответствующая позиция Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по указанному вопросу изложена в письме от 17.11.2011 N 06-14-44/16955.
Оспариваемое предписание вынесено на основании акта от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-А Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, составленного по результатам проведенной проверки, в котором отражены допущенные Обществом нарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что предписание вынесено в отсутствии события административного правонарушения, послужившего основанием для вынесения предписания является не обоснованным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, выявив нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, инспектор Росприроднадзора действовал в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано признал предписание Росприроднадзора N 03-02/08-2011-11П от 13.05.2011 соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, соответствующее закону предписание от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-11П, выданное ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" по результатам плановой проверки исполнимо и не может нарушать прав и законных интересов Общества, поскольку законно возлагают на Общество обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства об охране окружающей среды.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от "22" ноября 2011 г.. по делу N А40-93401/11-147-816 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93401/2011
Истец: ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р"
Ответчик: Росприроднадзор, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-494/12