город Омск |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А46-12049/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10523/2011) индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Омской области от 22.11.2011 по делу N А46-12049/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича (ИНН 550301172619, ОГРН 304550316100041) к Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области о признании недействительными решения N 12-26/3073 ДСП от 16.05.2011, решения N 16-18/00570 3Г от 24.06.2011, незаконным бездействия по неосуществлению зачета излишне уплаченного земельного налога,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича - Сизых Н.В. по доверенности N 4-2390 от 05.08.2011 сроком действия три года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Котикова О.А. по доверенности N 03-15/020110 от 11.08.2011 сроком действия один год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Голушкова Д.А. по доверенности N 15-33/14 от 11.01.2012 сроком действия по 31.12.2012. (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
индивидуальный предприниматель Фурман Сергей Анатольевич (далее - ИП Фурман С.А., налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска (далее - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области), в котором просил:
1. признать недействительными решение ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска N 12-26/3073 ДСП от 16.05.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение УФНС России по Омской области по апелляционной жалобе заявителя N 16-18/00570 ЗГ от 24.06.2011;
2. признать незаконным бездействие ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска по признанию и зачету переплаты земельного налога, ранее оплаченного заявителем за 2009 год, в счет оплаты земельного налога за 2010 год и обязать ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска произвести зачет переплаты по земельному налогу за 2009 год в сумме 2057803 руб. в счет оплаты земельного налога за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.11.2011 по делу N А46-12049/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Фурман С.А. обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на праве общей долевой собственности (7727/13891) принадлежат права на земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:09 01 04:0078, площадью 13891 кв.м., расположенный на землях поселений относительно здания гаража с 2-этажным административным корпусом, имеющий почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул. Звездова, д. 39 (свидетельство серии 55 АВ N 047712 от 19.05.2005).
ИП Фурман С.А., являясь плательщиком земельного налога, за периоды 2009 и 2010 годы произвел оплату земельного налога из расчета кадастровой стоимости в размере 244976536 руб. 33 коп., руководствуясь при этом Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
28.01.2011 ИП Фурман С.А. представил уточненную налоговую декларацию по земельному налога за 2009 год, согласно которой сумма земельного налога рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003, в размере 22459663 руб.
ИФНС России N по Центральному административному округу г. Омска проведена камеральная проверка уточненной декларации, по результатам которой налоговый орган пришел к выводу о неверном отражении налоговой базы по земельному участку N 55:36:09 01 04:0078 с учетом принадлежащей налогоплательщику доли в сторону ее занижения, что нашло отражение в итоговом акте проверки N 12-26/007710 ДСП от 07.04.2011.
На основании материалов камеральной налоговой проверки и представленных налогоплательщиком возражений ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска 16.05.2011 вынесла решение N 12-26/3073 ДСП, которым было отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, однако, заявителю определено дополнительное налоговое обязательство по земельному налогу за 2009 год в сумме 1855397 руб.
Одновременно с представленной уточненной налоговой декларацией 28.01.2011 предпринимателем Фурманом С.В. в ИФНС России N 1 по ЦАО г.Омска было подано заявление о зачете переплаты по земельному налогу за 2009 год в счет оплаты земельного налога за 2010 год, решение по которому принято не было.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-18/00570 ЗГ от 24.06.2011 апелляционная жалоба на решение заинтересованного лица была оставлена без удовлетворения.
Предприниматель Фурман С.А., считая решения налоговых органов недействительными, а бездействие ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска по неосуществлению зачета налога неправомерным, обратился в Арбитражный суд Омской области с выше указанным заявлением.
Суд первой инстанции посчитал правомерным дополнительное начисление предпринимателю земельного налога, поскольку пришел к выводу о том, что по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка ИП Фурмана С.А. была утверждена и внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), и, соответственно, подлежала применению при исчислении земельного налога за 2009 год.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование своей позиции ИП Фурман С.А. указывает, что в соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 24.02.2009 N А46-24607/2008 действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 244976535 руб. 33 коп. были признаны незаконными с момента их совершения и Управление Роснедвижимости по Омской области было обязана исключить их ГКН указанные экономические характеристики.
Таким образом, как полагает налогоплательщик, при проведении камеральной проверки ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска начислила налога исходя из незаконно существующей на 01.01.2009 записи в ГКН, которая в последствии 05.06.2009 была исключена из ГКН.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска и УФНС России по Омской области представили отзывы на апелляционную жалобу, в котором изложили позицию о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и об отсутствии оснований для его отмены. Считают, что дополнительное начисление земельного налога было произведено правомерно.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей ИП Фурмана С.А., ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска и УФНС России по Омской области, соответственно поддержавших указанные выше доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель города Омска.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление N 193-П) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по государственной кадастровой оценке, проведенных в 2007 году, в том числе кадастровая стоимость земельного участка предпринимателя с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078.
Порядок вступления в силу Постановления N 193-П определен Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в законную силу правовых актов Губернатора Омской области. Постановлений Правительства Омской области, Приказов органов исполнительной власти Омской области". В соответствии с пунктом 7 Указа Постановления Правительства Омской области вступают в силу со дня первого официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление N 193-П опубликовано 30.11.2008 года в газете "Омский вестник" N141 и, поскольку иной порядок в рассматриваемом Постановлении не установлен, вступило в законную силу с указанной даты, то есть с 30.11.2008.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ), вступившего в силу с 1 марта 2008 года, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В силу данных норм, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Постановлением N 193-П, подлежали включению в ГКН в течение пяти рабочих дней после вступления в законную силу Постановления N 193-П (после 30.11.2008).
При этом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя в указанном размере 244976536 руб. 33 коп., утвержденном Постановлением N 193-П, уже были внесены в ГКН ранее, на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Порядок внесения в ГКН записи о кадастровой стоимости земельных участков согласно вновь возникшему основанию (принятие нового нормативного акта, утверждающего отчет об оценке), при условии соответствия этой кадастровой стоимости ранее утвержденной, законодательством не предусмотрен.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика в размере 244976536 руб. 33 коп., утвержденные Постановлением N 193-П, уже находились в ГКН на основании постановления N 174-П, изменилось лишь основание для их внесения в ГКН в части нормативного акта органа исполнительной власти субъекта, утверждающий отчет о кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговый период по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации составляет календарный год.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, в размере 244976536 руб. 33 коп., утвержденная Постановлением N 193-П, вступившим в силу с 30.11.2008, и подлежащая внесению в ГКН в течение пяти рабочих дней с момента вступления этого постановления в законную силу, по состоянию на 01.01.2009 является утвержденной, внесенной в ГКН, и подлежащей применению при исчислении земельного налога.
Не влияет на изложенный вывод и то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Омской области от 24.02.2009 по делу N А46-24607/2008 по совместному заявлению предпринимателя Фурмана С.А. и предпринимателя Захарченко Ю.М. признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в размере 244976536,33 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области было обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в форме исключения из государственного кадастра недвижимости указанной характеристики.
В результате судебного разбирательства по делу N А46-24607/2008 суд пришел к выводу, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, суд указал, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области решением по делу N А46-24607/2008 были признаны судом незаконными.
Таким образом, решением суда по указанному делу действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными, в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН, но не в связи с незаконностью самой кадастровой стоимости земельного участка общества.
В соответствии с письмом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области" от 11.03.2011 N 17 на основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из ГКН 05.06.2009 были исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя. Этим же решением в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 в размере 244976536,33 руб.. согласно Постановлению Правительства Омской области N 193-П.
Соответственно, внесение в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 в размере 244976536,33 руб. согласно Постановлению Правительства N 193-П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с действующим законодательством, но не о том, что до 05.06.2009 руб. эта кадастровая стоимость на основании Постановления N 193-П в ГКН отсутствовала.
При таких обстоятельствах, при наличии в ГКН по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 в размере 244976536,33 руб., утвержденной Постановлением Правительства N 193-П, несмотря на исключение 05.06.2009 из ГКН этой же кадастровой стоимости, внесенной в ГКН на основании Постановления Правительства N 174-П, ИП Фурман С.А. должен был исчислить земельный налог за 2009 год исходя из имеющейся на 01.01.2009 в ГКН кадастровой стоимости в размере 244976536,33 руб.
Изложенное свидетельствует о правомерности доначисления инспекцией предпринимателю земельного налога за 2009 год в сумме 1855397 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0078 согласно Постановления N 193-П в размере 244976536,33 руб.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ИП Фурмана С.А.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.11.2011 по делу N А46-12049/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
...
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ), вступившего в силу с 1 марта 2008 года, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
...
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговый период по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации составляет календарный год."
Номер дела в первой инстанции: А46-12049/2011
Истец: индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича, ИП Фурман Сергей Анатольевич, Сизых Николай Владимирович (представитель индивидуального предпринимателя Фурмана Сергея Анатольевича)
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области