г. Тула |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А09-4655/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Токаревой М.В.,
судей Дайнеко М.М., Каструба М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмалий Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6634/2011) муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 24 ноября 2011 года по делу N А09-4655/2011 (судья Прудникова М.С.), принятое по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра"-"Брянскэнерго", г. Брянск, к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации, г.Брянск, третьи лица: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго", г. Брянск, открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, открытое акционерное общество "Квадра" в лице филиала "Брянская региональная генерация", г.Брянск, об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
при участии:
от истца: Бондарева В.В., представителя по доверенности от 24.06.2011,
от ответчика: не явился, извещен надлежаще,
от третьих лиц: от ТУ Росимущества в Брянской области: Герасиной О.В., представителя по доверенности от 29.12.2011,
от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"-"Брянскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Брянскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (далее - МО "город Брянск" в лице Брянской городской администрации) об обязании принять в муниципальную собственность и на свой баланс объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго"), открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС"), открытое акционерное общество "Квадра" в лице филиала "Брянская региональная генерация" (далее - ОАО "Квадра" в лице филиала "Брянская региональная генерация").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24 ноября 2011 года (судья Прудникова М.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме: суд обязал МО "город Брянск" в лице Брянской городской администрации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, принять в муниципальную собственность объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3.
Не согласившись с принятым судебным актом, Брянская городская администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что спорный объект не индивидуализирован и не имеет идентификационных характеристик как отдельный объект недвижимого имущества. Считает, что тепловая сеть является единым неделимым имущественным комплексом. Указывает, что в перечне имущества, не подлежащего приватизации и включению в уставный капитал АООТ "Брянскэнерго" указан только жилой дом, находящийся по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул.Ромашина, д.3, а сведения о спорном объекте отсутствуют. Обращает внимание на то, что правоустанавливающими документами на спорный объект и никогда не обладал.
Истец представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Считая оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, за исключением ТУ Росимущества в Брянской области, в суд второй инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. От ответчика и третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом ходатайства удовлетворены на основании статей 41, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в процессе приватизации Брянского производственного объединения энергетики и электрификации "Брянскэнерго" в 1992 году было создано акционерное общество открытого типа "Брянскэнерго", которое в последующем в связи с изменением организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.1995 и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" было преобразовано в ОАО "Брянскэнерго".
Планом приватизации Брянского производственного объединения энергетики и электрификации "Брянскэнерго", утвержденным комитетом по управлению государственным имуществом администрации Брянской области 01.12.1992 был утвержден перечень объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, не подлежащих приватизации и включению в уставный капитал АООТ "Брянскэнерго", в который вошел, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3 (т.1, л.д. 16-23).
31.10.2003 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Брянскэнерго" было принято решение о реорганизации общества в форме выделения из него ОАО "Брянская генерирующая компания", ОАО "Брянская энергетическая управляющая компания", ОАО "Брянская сбытовая компания", ОАО "Брянская магистральная сетевая компания".
Разделительный баланс по реорганизации ОАО "Брянскэнерго" содержит сведения о том, что на балансе ОАО "Брянскэнерго" остаются, в том числе жилой дом N 3 по ул. Ромашина п. Белые Берега г. Брянска и вводы тепловых сетей к указанному дому.
31.07.2007 ТУ Росимущества в Брянской области было издано распоряжение N 212 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования "город Брянск", в соответствии с которым в муниципальную собственность переданы объекты жилищного фонда, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3 (т.1, л.д. 43-45).
Постановлением Брянской городской администрации N 130-п от 11.02.2008 вышеуказанный жилой дом был принят в муниципальную собственность г. Брянска (т.1, л.д. 46-48).
Во исполнение указанного постановления ОАО "Брянскэнерго" передало МУП "Жилкомсервис" Фокинского района г. Брянска по акту о приеме-передаче зданий (сооружений) от 13.02.2008 жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д.3 (т.1, л.д. 49-51).
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Брянскэнерго" N 1/2008 от 21.01.2008, ОАО "Брянскэнерго" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Центра" (т.1, л.д. 72-84).
На территории Брянской области осуществляет деятельность филиал ОАО "МРСК Центра"-"Брянскэнерго".
Согласно инвентарной карточке основных средств N СС0000288 от 30.10.2004, справке филиала ОАО "МРСК Центра"-"Брянскэнерго" NМРСК-БР/9-03/3532 от 05.07.2011, в настоящее время на забалансовом счете филиала ОАО "МРСК Центра"- "Брянскэнерго" находится сооружение (вводы тепловой сети к жилому дому п. Белые Берега, ул. Ромашина, 3) (т.1, л.д. 55, 144).
Письмом N МРСК-БР/4-03/1182 от 16.03.2011, направленным Брянской городской администрации, общество просило принять в муниципальную собственность вводы тепловой сети к жилому дому N3 по ул. Ромашина п. Б.Берега г.Брянска (т.1, л.д.117).
С аналогичным заявлением к ответчику обращалось и ТУ Росимущества по Брянской области, что подтверждается письмом N 04-2251 от 09.04.2010 (т.1, л.д. 120).
В ответном письме от 28.03.2011 N 3/25-1573 Брянская городская администрация отказала в принятии спорного объекта в муниципальную собственность, сославшись на отсутствие муниципального предприятия занимающегося обслуживанием тепловых сетей и котельных.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Брянскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию спорного объекта в муниципальную собственность.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пункт 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 г. N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации от 12.02.2003 N 4207 устанавливает, что к объектам инженерной инфраструктуры относятся, показываемые на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, существующие и проектируемые головные сооружения, и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Таким образом в силу прямого указания закона объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3, является объектом муниципальной собственности и подлежал соответствующей передаче собственнику.
Согласно пункту 3 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 235, утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Действующим законодательством не предусмотрено возложение на передающую сторону каких-либо дополнительных обременений.
Материалы дела свидетельствуют, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3, включен в перечень объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, не подлежащих приватизации и включению в уставный капитал АООТ "Брянскэнерго".
Согласно выписке из технического паспорта на сооружение, составленной ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" N 2-6/6000 от 18.10.2006 вводы тепловой сети к жилому дому п. Белые Берега, ул. Ромашина, 3 имеют протяженность 3,2 п.м. (т.1, л.д. 56-58).
Ввод тепловой сети проходит от границы жилого дома, расположенного по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3 до врезки в магистральный трубопровод и предназначен для поставки тепловой энергии от магистральных тепловых сетей к жилому дому находящемуся в муниципальной собственности.
Ввод тепловых сетей к указанному жилому дому, являющийся объектом инженерной инфраструктуры, не значится в перечне объектов муниципальной и федеральной собственности. Однако данные обстоятельства не являются достаточным основанием для возложения на истца обязанности по содержанию объекта инженерной инфраструктуры, не включенного в состав приватизируемого имущества АООТ "Брянскэнерго".
Правильно установив принадлежность спорного объекта к муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу касательно субъекта, который должен принять такой объект, определив в качестве такового МО "город Брянск" в лице Брянской городской администрации.
Так, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.
Следовательно, организация в границах муниципального образования теплоснабжения является задачей местного значения, то есть вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которого в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании принять в муниципальную собственность объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3.
Судебной коллегией оценивается как необоснованный и подлежащий отклонению довод заявителя о том, что в перечне имущества, не подлежащего приватизации и включению в уставный капитал АООТ "Брянскэнерго" указан только жилой дом, находящийся по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул.Ромашина, д.3, а сведения о спорном объекте отсутствуют. Из плана приватизации Брянского производственного объединения энергетики и электрификации "Брянскэнерго", утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом администрации Брянской области 01.12.1992, не усматривается, что спорный объект включен в состав приватизируемого имущества. Не подтверждается факт включения спорного объекта в перечень приватизируемого имущества и иными документами, представленными в материалы дела.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о том, что ответчик не обладает правоустанавливающими документами на спорный объект и никогда ими не обладал. То обстоятельство, что спорный ввод тепловых сетей не значится в реестре муниципальной собственности не означает, что он таковым не является. Как уже указывалось, объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3, является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона (приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Брянская городская администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24 ноября 2011 года по делу N А09-4655/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления определения в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Токарева |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.
...
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о том, что ответчик не обладает правоустанавливающими документами на спорный объект и никогда ими не обладал. То обстоятельство, что спорный ввод тепловых сетей не значится в реестре муниципальной собственности не означает, что он таковым не является. Как уже указывалось, объект инженерной инфраструктуры (ввод тепловых сетей) к жилому дому, расположенному по адресу: г.Брянск, п.Белые Берега, ул. Ромашина, д. 3, является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона (приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
...
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Брянская городская администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд"
Номер дела в первой инстанции: А09-4655/2011
Истец: Филиал ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго"
Ответчик: МО "г. Брянск" в лице Брянской городской администрации
Третье лицо: ГУП "Брянсккоммунэнерго", ОАО "Брянские коммунальные системы", ОАО "квадра" в лице ф-ла "Брянская региональная генерация", ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управление имущественных отношений
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2012 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-4655/11
25.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1318/12
24.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6634/11
24.11.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-4655/11