г. Челябинск |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А07-13092/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Логиновских Л.Л., Вяткина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаламовой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2011 по делу N А07-13092/2011 (судья Масалимов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
ФГП ВО ЖДТ России - Хузин Р.Р. (доверенность N ДОВ/С/2/1406/11/ЮР от 04.10.2011),
ОАО "Новойл" - Баландин В.Н. (доверенность от 08.04.2009).
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в интересах Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге, г.Москва (ОГРН 1037701021841) (далее - ФГП ВО ЖДТ России, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", г.Уфа (ОГРН 1020203085561) (далее - ОАО "Новойл", ответчик) о взыскании 57 639 руб. 44 коп. суммы задолженности за оказанные услуги по охране вагонов с грузами в пути следования в период устранения их технической неисправности и 200 руб. судебные расходы по оплате сведений из ЕГРЮЛ. (т. 1, л.д. 3-12).
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены открытое акционерное общество "Башкирнефтепродукт", открытое акционерное общество "Первая грузовая компания", открытое акционерное общество "РЖД".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.11.2011 (резолютивная часть от 24.11.2011) исковые требования ФГП ВО ЖДТ России удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы на оплату выписки из ЕГРЮЛ 200 руб. и по уплате государственной пошлины - 2305 руб. 58 коп. (т. 2, л.д. 135-145).
В апелляционной жалобе ОАО "Новойл" просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 3, л.д. 2-8).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Новойл" сослалось на то, что техническая неисправность задержанных вагонов с грузами устранялась на путях необщего пользования и в предмет договора не входит.
Считает, что расчет суммы иска, исходя из разницы между датой выдачи груза и даты нормативного срока доставки, противоречит условиям п.4.5.3 договора.
Указывает на передачу ответственности за груз с момента принятия вагонов с грузами для устранения технической неисправности ОАО "РЖД" в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом от 08.10.09г. N 935.
До начала судебного заседания ФГП ВО ЖДТ России представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу (т.3 л.д. 28-32).
При этом истец в отзыве пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным. Доказательств осуществления перевозчиком ремонта на путях необщего пользования вагонов с грузами, отцепленных для устранения их технической неисправности в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, ответчиком не представлено. Договором не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования перевозчиком по какой либо причине.
Третье лицо ОАО "Башкирнефтепродукт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на правильность доводов апелляционной жалобы (т. 3, л.д. 38-40).
Также ОАО "Башкирнефтепродукт" в отзыве указал, что текущий отцепочный ремонт выполняется на специально выделенных железнодорожных путях. Ответственность за груз с момента принятия вагонов с грузами для устранения технической неисправности передается ОАО "РЖД" в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом от 08.10.09г. N 935.
Третье лицо ОАО "ПГК" представило отзыв на апелляционную жалобу (т. 3, л.д. 48-49).
Также ОАО "ПГК" в отзыве указало, что никаких требований относительно технической неисправности вагонов ни ответчик, ни перевозчик перед началом погрузки не заявляли.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения ответчика и истца в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (охрана) и ОАО "Новоуфимский нефтеперерабатывающий завод" (заказчик) заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом N 9/НОР-4/855см/ унХ/у/З-1/2/682/09/ЖД (т.1 л.д.18-25). В соответствии с пунктом 2.1 договора охрана обязалась оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса РФ по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязался принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что охрана обязана обеспечить сохранность вагонов, контейнеров с грузами в пути следования по территории Российской Федерации, в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п.3.2.6. договора ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" обязано производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора.
В соответствии с пунктом 4.5.1. договора при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) с заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану.
Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, остановленного охраной и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер не зависимо от количества их в отправке.
При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.
Сборы взимаются по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и расходы охраны.
Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 25.09.2008 г. N К-10/333 (Приложение N 5).
Согласно пункта 4.5.3. договора время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании акта общей формы составленного в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, который подписывается перевозчиком и охраной.
В соответствии с п.5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приемке от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемосдатчика при их выдаче заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
Истец во исполнение своих обязательств по договору принял под охрану по акту от 05.02.2011 г.. вагон N 51178473 с грузом бензин моторный согласно накладной N ЭУ 091066, грузоотправитель - ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатель - ООО "Нефтепродукт", станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Ольховатка Юго-Восточной железной дороги. Срок доставки 15.02.2011 г.. (т.1 л.д.39).
В связи с технической неисправностью - остроконечный накат гребня, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 07.02.2011 г.., что подтверждается Актом общей формы N 1882 от 07.02.2011 г.. (т.1 л.д.41).
В период проведения ремонта вагон N 51178473 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п.6.1., 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы N 1882 от 07.02.2011 г.., N 10/979 от 12.02.2011 г.. (т.1 л.д.41-42).
По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения с нарушением первоначального срока доставки груза - 19 февраля 2011 года, согласно справки из архива вагонов на Юго-Восточной железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В N 58207-31/37 от 19.02.2011 г.. (т.1 л.д.43-44).
В рамках договора истец принял под охрану по акту от 09.02.2011 г.. вагон N 50138098 с грузом бензин моторный согласно накладной: N ЭУ 266481, грузоотправитель - ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатель - ОАО "Роза мира", станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Серные воды Куйбышевской железной дороги. Срок доставки 17.02.2011 года (т.1 л.д. 50).
В связи с технической неисправностью - трещина боковой рамы, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 11.02.2011 г.., что подтверждается Актом общей формы N 11/193 от 11.02.2011 (т.1 л.д. 52).
В период проведения ремонта вагон N 50138098 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п.6.1., 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы N 11/193 от 11.02.2011 г., N 10/1299 от 17.02.2011 г. (т.1 л.д.52-53).
По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения с нарушением первоначального срока доставки груза - 20 февраля 2011 года, что подтверждается справкой из архива вагонов на Куйбышевской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В 63303 N 77 от 20.02.2011 г. (т.1 л.д.51,54-55)
В рамках договора истец принял под охрану по акту от 06.02.2011 г.. вагон N 79731246 с грузом бензин моторный согласно накладной: N ЭУ 140693, грузоотправитель - ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатель - ООО "Орловская нефтебаза", станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Двойная Северо-Кавказской железной дороги Двойная Северо-Кавказской железной дороги. Срок доставки 16.02.2011 года (т.1 л.д.70).
В связи с технической неисправностью - трещина боковой рамы, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 09.02.2011 г.., что подтверждается Актом общей формы N 12/20 от 09.02.2011 г. (т.1 л.д.73).
В период проведения ремонта вагон N 79731246 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п.6.1., 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы N 12/20 от 09.02.2011 г., N 10/1182 от 15.02.2011 г. (т.1 л.д.72-73).
По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения с нарушением первоначального срока доставки груза - 25 февраля 2011 года, что подтверждается справкой из архива вагонов на Северо-Кавказской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В N 51255/364 от 26.02.2011 г. (т.1 л.д.71, 74-75).
В рамках договора истец принял под охрану по акту от 22.10.2010 г.. вагон N 50575463 с грузом бензин моторный согласно накладной: N ЭУ 089796, грузоотправитель - ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатель - Нефтекамский филиал ОАО "Башкирнефтепродукт", станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Нефтекамск Горьковской железной дороги. Срок доставки 29.10.2010 года (т.1 л.д.86).
В связи с технической неисправностью - неравномерный прокат, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 23.10.2010 г.., что подтверждается Актом общей формы N 9773 от 23.10.2010 г. (т.1 л.д. 88).
В период проведения ремонта вагон N 50575463 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п.6.1., 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы N 9773 от 23.10.2010 г., N 9930 от 26.10.2010 г. (т.1 л.д.88-89).
По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения с нарушением первоначального срока доставки груза - 31 октября 2010 года, что подтверждается справкой из архива вагонов на Горьковской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В N 24519/68 от 31.10.2010 (т.1 л.д.88, 90-91).
В рамках договора истец принял под охрану по акту от 12.05.2010 г.. вагон N 53862645 с грузом бензин моторный согласно накладной: N ЭЙ 0888197, грузоотправитель - ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатель - ООО "ОПТАН- Чебоксары", станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Чебоксары Горьковской железной дороги. Срок доставки 20.05.2010 года (т.1 л.д. 101-103).
В связи с технической неисправностью - трещина боковины, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 14.05.2011 г.., что подтверждается Актом общей формы N 4018 от 14.05.2010 г. (т.1 л.д. 105).
В период проведения ремонта вагон N 50575463 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п.6.1., 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы N 4018 от 14.05.2010 г., N 4208 от 20.05.2010 г. (т.1 л.д. 105-106).
По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения с нарушением первоначального срока доставки груза - 23 мая 2010 года, что подтверждается справкой из архива вагонов на Горьковской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В N 24405/539 от 24.05.2010 г. (т.1 л.д. 104, 107-108).
В связи с указанными обстоятельствами истец понес дополнительные финансовые затраты при охране вышеуказанных вагонов во время их сверхнормативной охраны.
В соответствии с п. 4.5.6 договора истцом в адрес ответчика были направлены письма со счетами на оплату (с приложением актов выполненных работ, расчетов затрат по сверхнормативной задержке стрелка, подтверждающих документов) на сумму 57 639 руб. 44 коп. (т.1 л.д.39-46, 48,-49, 50-56, 58-64, 66-77, 79-84, 86-94, 96-99, 101-112, 114-115).
В ответ на данные письма ответчик направил в адрес истца письма в которых отказался оплачивать предъявленные счета и подписывать акты приемки выполненных работ (услуг) сославшись на то, что вагоны с грузами были переданы истцу для сопровождения и охраны в коммерчески и технически исправном состоянии, техническая неисправность которых устранялась на путях необщего пользования, что в предмет договора не входит.
Истец утверждая, что ответчиком не удовлетворены требования о погашении задолженности за сверхнормативную охрану вагонов, обратился в суд с данным иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что договором между сторонами прямо установлена обязанность охраны по сопровождению груза на всем пути его следования, в том числе, и в случае сверхнормативной задержки независимо от ее продолжительности. В нарушение пунктов 3.2.6, 4.5.1, 4.5.3 договора N 9/НОР-4/855см/УНХ/у/3-1/2/682/09/ЖД от 01 января 2009 года, оплата задолженности за сверхнормативную охрану вагонов с грузами в пути следования на общую сумму 57 639 руб. 44 коп. не произведена.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на представленных сторонами доказательствах и требованиях закона.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 г. N 4864) утверждены "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с п. 2 указанного Перечня перевозка бензина должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.
Согласно п. 2 Правил N 38, сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с п. 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В силу ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузополучателя удостоверяются Актами общей формы.
Согласно п.25 Правил N 38 при обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей. Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей оформляются перевозчиком актом общей формы.
Общий порядок о составления актов общей формы определен главой III Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г.. Акты общей формы составляются работниками перевозчика (ОАО "РЖД" для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен в п.3.1 указанных Правил.
Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 25.09.2008 г. N К-10/333 введены в действие утвержденные Федеральным агентством железнодорожного транспорта ставки сбора за охрану вагонов с грузами при их задержке на железнодорожной станции назначения по вине грузополучателя. Данная ставка при перевозке бензина и дизельного топлива составляет 2587 руб. 99 коп. за каждые вагоно-сутки (см.п. 1. Приложения N 5 к приказу), соответственно за каждый вагоно-час - 107 руб. 83 коп. без учета НДС (т. 1, 31 - 33).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которых оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Истцом в материалы дела представлены доказательства сверхнормативной охраны.
Время сверхнормативной охраны подтверждается Актами общей формы N 1882 от 07.02.2011 г.., N 10/979 от 12.02.2011 г.. (т.1 л.д.41-42), N 11/193 от 11.02.2011 г., N 10/1299 от 17.02.2011 г. (т.1 л.д.52-53), N 12/20 от 09.02.2011 г., N 10/1182 от 15.02.2011 г. (т.1 л.д.72-73), N 9773 от 23.10.2010 г., N 9930 от 26.10.2010 г. (т.1 л.д.88-89), N 4018 от 14.05.2010 г., N 4208 от 20.05.2010 г. (т.1 л.д. 105-106), подписанными представителями сторон.
Время охраны подтверждается также справками из архива вагонов на Горьковской железной дороге, Куйбышевской железной дороге, Северо-Кавказской железной дороге, актами выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии В 63303 N 77 от 20.02.2011 г. (т.1 л.д.51, 55), серии В N 51255/364 от 26.02.2011 г. (т.1 л.д.71, 75), серии В N 24519/68 от 31.10.2010 (т.1 л.д.88, 90-91), серии В N 24405/539 от 24.05.2010 г. (т.1 л.д. 104, 107-108), также подписанными представителями истца и грузополучателя.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательства оплаты сверхнормативной охраны вагонов в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 57 639 руб. 44 коп. задолженности являются законными и подлежащими удовлетворению.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что техническая неисправность задержанных вагонов с грузами устранялась на путях необщего пользования и в предмет договора не входит, подлежит отклонению.
Согласно ст. 2 УЖТ РФ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Доказательств осуществления перевозчиком ремонта вагонов с грузами, отцепленных для устранения их технической неисправности в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, на путях необщего пользования ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено. Указанный довод ответчика основан на предположении.
Кроме того, в соответствии с п.5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приемке от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемосдатчика при их выдаче заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
Таким образом, на истца возложена обязанность по сопровождению груза на всем пути его следования, в том числе, и в случае сверхнормативной задержки независимо от ее продолжительности. Прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования по каким-либо причинам, договором, Правилами N 38 не предусмотрено.
С учетом изложенного ссылка ОАО "Новойл" в апелляционной жалобе на передачу ответственности за груз с момента принятия вагонов с грузами для устранения технической неисправности ОАО "РЖД", является несостоятельной.
Указание ОАО "Новойл" на то, что расчет суммы иска противоречит условиям п.4.5.3 договора, не может быть принято во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4.5.1 договора при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) с заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану.
Согласно пункта 4.5.3. договора время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании акта общей формы составленного в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, который подписывается перевозчиком и охраной.
Как следует из представленного истцом расчета (т.1 л.д. 16-17), расходы по сверхнормативной охране груза были начислены истцом в соответствии с п.1.10, 4.5.1, 4.5.3 договора на основании актов общей формы, начиная с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, указанного в железнодорожной накладной, и до прибытия на станцию назначения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2011 по делу N А07-13092/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А.Карпусенко |
Судьи |
Л.Л.Логиновских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 г. N 4864) утверждены "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
...
Общий порядок о составления актов общей формы определен главой III Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г.. Акты общей формы составляются работниками перевозчика (ОАО "РЖД" для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен в п.3.1 указанных Правил."
Номер дела в первой инстанции: А07-13092/2011
Истец: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в интересах Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ РФ на Куйбышевской железной дороге, ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ в интересах Уфимского отряда ведомственной охраны-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской жд
Ответчик: ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод"
Третье лицо: ОАО "Башкирнефтепродукт", ОАО "Первая грузовая компания" в лице Самарского филиала, ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ОАО Первая грузовая компания, ОАО Российские железные дороги Федеральная пассажирская дирекция-филиала ОАО РЖД Куйбышевская региональная дирекция по обслуживания пассажиров
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9864/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9864/12
29.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4068/12
24.02.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-317/12