22 февраля 2012 г. |
Дело N А72-6903/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителей:
индивидуального предпринимателя Вырина Андрея Александровича - Суханова М.Ф., доверенность от 25.01.2012 г.,
индивидуального предпринимателя Зиновьева Владимира Викторовича - Суханова М.Ф., доверенность от 25.01.2012 г.,
от ответчиков:
Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - Аракчеева Ю.В., доверенность от 12.01.2012 г. N 169-10,
администрации города Ульяновска - Аракчеева Ю.В., доверенность от 08.02.2012 г. N 17-01-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года по делу N А72-6903/2011 (судья Рогожин С.П.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Вырина Андрея Александровича (ОГРНИП 306732734000052), г. Ульяновск,
индивидуального предпринимателя Зиновьева Владимира Викторовича (ОГРНИП 304732611800024), г. Ульяновск,
к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822), г. Ульяновск,
администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446), г. Ульяновск,
о признании незаконными действий и отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вырин Андрей Александрович (далее - первый заявитель, ИП Вырин А.А.) и индивидуальный предприниматель Зиновьев Владимир Викторович (далее - второй заявитель, ИП Зиновьев В.В.) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области к мэрии города Ульяновска и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ,
о признании незаконными действий мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, выразившихся в направлении договора купли-продажи доли общей долевой собственности на земельный участок без номера и без даты без указания на стороне покупателя статуса индивидуальный предприниматель Вырин Андрей Александрович и индивидуальный предприниматель Зиновьев Владимир Викторович;
о признании незаконным отказа мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, произвести перерасчет выкупной цены земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, исходя из 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
об обязании мэрии города Ульяновска в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, в срок не более месяца после вступления настоящего решения в законную силу, подготовить и направить индивидуальному предпринимателю Вырину Андрею Александровичу, индивидуальному предпринимателю Зиновьеву Владимиру Викторовичу договор купли-продажи земельного участка земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д.1В, по _ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что соответствует 4659,0 кв.м., по цене не более 2,5 процентов от кадастровой стоимости.
ИП Вырин А.А. и ИП Зиновьев В.В. также просили взыскать с мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в пользу заявителей расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. на каждого.
Решением суда первой инстанции от 28 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, выраженный в письме от 08.08.2011 г. N 14386-12, в произведении перерасчета выкупной цены земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, исходя из 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Суд обязал мэрию города Ульяновска в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, в срок не более месяца после вступления настоящего решения в законную силу, подготовить и направить индивидуальному предпринимателю Вырину Андрею Александровичу, индивидуальному предпринимателю Зиновьеву Владимиру Викторовичу договор купли-продажи земельного участка земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д.1В, по _ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что соответствует 4659,0 кв.м., по цене не более 2,5 процентов от кадастровой стоимости. В остальной части требования заявителей оставлены без удовлетворения. При этом суд взыскал с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в пользу ИП Вырина А.А. 100 руб. в возмещении расходов по уплате государственной пошлины и 8 000 руб. судебных расходов, в пользу ИП Зиновьева В.В. - 100 руб. в возмещении расходов по уплате государственной пошлины и 8 000 руб. судебных расходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, мэрия города Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования ИП Вырина А.А. и ИП Зиновьева В.В. о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, выраженный в письме от 08.08.2011 г. N 14386-12, в произведении перерасчета выкупной цены земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, исходя из 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Ответчики также просили уменьшить взысканные расходы на оплату услуг представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Вырин А.А. и ИП Зиновьев В.В. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявители также просили взыскать с мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в пользу ИП Вырина А.А. расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 10 000 руб., в пользу ИП Зиновьева В.В. - расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 10 000 руб.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена мэрии города Ульяновска на администрацию города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил о чрезмерности заявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции.
Представитель заявителей возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части при отсутствии возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Зиновьев Владимир Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Железнодорожного района г. Ульяновска 15.05.1997 г. N 308-97. Вырин Андрей Александрович осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРИП от 06.12.2006 г., ОГРНИП 306732734000052, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заявияжскому району г. Ульяновска.
Заявители на основании договоров купли-продажи от 14.07.2004 г. N 20/1, от 30.07.2004 г. N 20/3, от 03.08.2004 г. N 20/6, от 01.09.2004 г. N 22/2, от 01.09.2004 г. N 22/3 приобрели объекты недвижимости у ОАО "Спецстрой".
Как следует из указанных договоров и плана приватизации треста "Спецстрой", недвижимое имущество принадлежало ОАО "Спецстрой" на праве собственности на основании плана приватизации треста "Спецстрой", утвержденного председателем комитета по управлению имуществом Ульяновской области.
На основании указанных договоров за заявителями были зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости на общую долевую собственность в праве в размере 1/2 доли, что подтверждается свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 32-41).
11.08.2010 г. Вырин А.А. и Зиновьев В.В. обратились к главе муниципального образования г. Ульяновск с просьбой рассмотреть их совместное заявление о приобретении права общей долевой собственности на земельный участок площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, в следующих долях: Вырин А.А. -1/2, Зиновьев В.В. - _ (л.д. 66-67).
Постановлением главы города Ульяновска от 15.09.2010 г. N 4848 земельный участок площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, передан в общую долевую собственность за плату Вырину А.А.- 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что соответствует 4659,0 кв.м., Зиновьеву В.В. - 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что соответствует 4659,0 кв.м.
Пунктом 3 указанного постановления Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска поручено оформить договор купли-продажи соответствующих долей в праве общей долевой собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
18.07.2011 г. заявители обратились с заявлением об определении выкупной цены земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д.1В, исходя из 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
08.08.2011 г. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска письмом N 14386-12 отказал заявителям в удовлетворении указанного заявления в связи с несоответствием п. 1 ст. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и невозможностью его приобретения по льготной цене.
16.11.2011 г. заявителям были направлены проекты договоров по цене в размере 5-кратном ставки земельного налога.
Заявители обратились в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ (в редакции от 27.12.2009 г.) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания названной нормы права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 г. N 14649/08.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 01.10.2009 г. N 1129-О-О указал, что в соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, и с учетом того, что сложилась противоречивая практика разрешения дел, связанных с применением п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 г. N 14649/08 указал, что для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, определенной в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из буквального смысла п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из которой не следует, что отчуждение объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности должно носить непосредственный характер.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости приобретены у ОАО "Спецстрой", которое, в свою очередь, приватизировало объекты недвижимости (л.д. 42-53).
Поскольку здания на спорном земельном участке ранее было приобретены в процессе приватизации имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом довод заявителей жалобы на отсутствие указания в договорах купли-продажи статуса заявителей как индивидуальных предпринимателей, и как вывод, отсутствие у них права на льготный порядок выкупа земельного участка, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку основан не неправильном толковании закона.
При таких обстоятельствах у Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска не имелось правовых оснований для отказа, выраженного в письме от 08.08.2011 г. N 14386-12, в произведении перерасчета выкупной цены земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д. 1В, исходя из 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворено требование заявителей в указанной части к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска
Поскольку обязанность по заключению договора купли-продажи по цене в соответствии с действующим законодательством лежит на Комитете, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования в этой части к мэрии города Ульяновска.
При этом суд посчитал необходимым в порядке восстановления прав и законных интересов заявителей обязать мэрию города Ульяновска в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, в срок не более месяца после вступления настоящего решения в законную силу, подготовить и направить индивидуальному предпринимателю Вырину Андрею Александровичу (ОРГНИП 306732734000052), индивидуальному предпринимателю Зиновьеву Владимиру Викторовичу (ОГРНИП 304732611800024) договор купли-продажи земельного участка земельного участка площадью 9318,0 кв.м., с кадастровым номером 73:24:041014:97, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Энтузиастов, д.1В, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что соответствует 4659,0 кв.м., по цене не более 2,5 процентов от кадастровой стоимости.
Заявители также просили взыскать с ответчиков по 10 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно договорам на оказание юридических услуг от 01.09.2011 г. N 1, заключенного между Сухановой М.Ф. (исполнитель), и ИП Вырин А.А. (клиент) и от 01.09.2011 г. N 2, заключенного между Сухановой М.Ф. (исполнитель) и ИП Зиновьев В.В. (клиент), за оказание юридических услуг по представлению интересов в арбитражном суде, подачи искового заявления подготовки искового заявления, отправки судебной корреспонденции, составлению искового заявления клиенты выплачивают вознаграждение в размере 10 000 руб. по каждому договору. Денежная сумма в размере 20 000 руб. оплачена заявителями Сухановой М.Ф., что подтверждается расходными кассовыми ордерами от 05.09.2011 г. N 4 и от 06.09.2011 г. N 8 (л.д. 79, 80).
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Исследовав и оценив представленные заявителями доказательства понесенных им расходов, с учетом объема и сложности дела, а также его продолжительности, частичного удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 110 АПК РФ и принципом разумности, а также с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенных в Информационном письме от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", сделал правильный вывод о взыскании с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в пользу каждого заявителя по 8 000 руб. судебных расходов.
Заявители также просили взыскать с администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Ульяновска в пользу ИП Вырина А.А. расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 10 000 руб., в пользу ИП Зиновьева В.В. - расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 10 000 руб.
В Определении от 21.12.2004 г. N 454-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что ч. 2 ст. 110 АПК РФ предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя; тем самым, суд должен установить необходимый баланс между правами участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные заявителями доказательства понесенных им расходов, при определении разумности пределов расходов на оплату услуг представителя принимает во внимание объем и сложность дела, его продолжительность, личное участие представителя в одном судебном заседании, признает обоснованными расходы заявителей на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. в пользу каждого с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска и администрации города Ульяновска.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года по делу N А72-6903/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Вырина Андрея Александровича расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 2 500 руб.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Зиновьева Владимира Викторовича расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 2 500 руб.
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Вырина Андрея Александровича расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 2 500 руб.
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя Зиновьева Владимира Викторовича расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 2 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания названной нормы права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 г. N 14649/08.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 01.10.2009 г. N 1129-О-О указал, что в соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, и с учетом того, что сложилась противоречивая практика разрешения дел, связанных с применением п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 г. N 14649/08 указал, что для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, определенной в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из буквального смысла п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из которой не следует, что отчуждение объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности должно носить непосредственный характер.
...
Поскольку здания на спорном земельном участке ранее было приобретены в процессе приватизации имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
Исследовав и оценив представленные заявителями доказательства понесенных им расходов, с учетом объема и сложности дела, а также его продолжительности, частичного удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 110 АПК РФ и принципом разумности, а также с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенных в Информационном письме от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", сделал правильный вывод о взыскании с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в пользу каждого заявителя по 8 000 руб. судебных расходов.
...
В Определении от 21.12.2004 г. N 454-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что ч. 2 ст. 110 АПК РФ предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя; тем самым, суд должен установить необходимый баланс между правами участвующих в деле лиц."
Номер дела в первой инстанции: А72-6903/2011
Истец: ИП Вырин А. А., ИП Зиновьев В. В.
Ответчик: Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска, Мэрия г. Ульяновска