г. Киров |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А29-5537/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2011 по делу N А29-5537/2011, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (ИНН: 1102015752 ОГРН 1021100735468)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северстройинвест" (ИНН: 1102051817, ОГРН 1061102016579),
о взыскании 6 549 рублей 45 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Северстройинвест" (далее - ООО "Северстройинвест", Общество) 6 549 рублей 45 копеек штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2007 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2011 Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Пенсионный фонд указывает, что по результатам выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было установлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов за 2007 год. На основании акта выездной налоговой проверки от 30.08.2010 N 12-14/12 Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка, по результатам которой данное нарушение было квалифицировано как представление страхователем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Заявитель жалобы считает, что у Пенсионного фонда имелись правовые основания для привлечения Общества к ответственности за допущенное нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Пенсионный фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми была проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Северстройинвест" по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе, правильности исчисления и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 года.
Сотрудниками налоговой инспекции зафиксировано, что Обществом произведена неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 2 811 рублей в результате занижения базы для начисления страховых взносов на 20 080 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 30.08.2010 N 12-14/12.
Сведения о неполной уплате Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 27.10.2010 переданы налоговым органом в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в форме выписки из акта выездной налоговой проверки (л.д. 26-28).
Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка достоверности представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год, о чем составлен акт от 18.02.2011 N 5 (л.д. 40-41).
По результатам проведенной проверки 30.03.2011 Пенсионным фондом было вынесено решение N 35 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в сумме 6 549 рублей 45 копеек (л.д. 48-49).
В адрес Общества направлено требование от 25.04.2011 N 28 (л.д. 55) об уплате штрафа в срок до 14.05.2011, которое в установленный срок не исполнено, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в удовлетворении требований Управлению отказал. При этом суд первой инстанции указал, что спорные суммы выплат, произведенные Обществом в пользу своих работников, в состав дохода, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, Обществом не включались, соответственно, в представленных сведениях отражены только суммы заработка (дохода), на который такие начисления производились. Применение штрафных санкций суд первой инстанции признал неправомерным, т.к. недостоверных данных в представленных сведениях не содержалось. Кроме того, Пенсионным фондом пропущен срок для взыскания штрафных санкций.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) страхователь обязан один раз в год, не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения по установленной форме о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно статье 16 указанного Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями указанных сведений, а в случае несвоевременного представления индивидуальных сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 Закона предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен перечень сведений, которые ежегодно должны представляться страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице. К числу указанных сведений относятся страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, ООО "Северстройтнвест" необходимые для осуществления персонифицированного учета за 2007 год сведения первоначально представило в Пенсионный фонд 23.01.2008. В ходе проверки указанных сведений и на основании выписки из акта выездной проверки от 30.08.2010 N 12-14/12 Пенсионным фондом 18.02.2011 обнаружены несоответствия между представленными Обществом индивидуальными сведениями о застрахованных лицах.
Из акта выездной проверки следует, что Обществом занижена налогооблагаемая база для исчисления страховых взносов за 2007 год на 20 080 рублей, доначисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 2 811 рублей (л.д. 26-28).
Из акта камеральной проверки от 18.02.2011 N 5 следует, что сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом сумм по акту выездной налоговой проверки составила 65 494 рубля 54 копейки (л.д. 40-41).
При определении налоговой базы за 2007 год Обществом не учтены выплаченные денежные средства: в виде оплаты организацией стоимости питания, полученного работниками организации Радкевич О.Я. и Сошиным В.С. в виде питания во время командировки (шведский стол); в виде оплаты организацией стоимости проживания в гостинице во время льготного проезда к месту отдыха работников организации Радкевич О.Я. и Цыганковой О.А. Указанные факты подтверждаются авансовыми отчетами и индивидуальными карточками учета начисленных выплат и иных вознаграждений.
20.01.2011 Пенсионным фондом в адрес страхователя направлено уведомление о представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год N 9 об обнаруженных несоответствиях, которым Обществу предложено устранить выявленные несоответствия (л.д. 32).
Уточненные сведения Обществом представлены не были.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя имеется состав правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, выразившийся в представлении недостоверных сведений о застрахованных лицах. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
Порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу части 1 статьи 45 указанного Федерального закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Поскольку ООО "Северстройинвест" обязано было представить в Пенсионный фонд для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2007 год не позднее 1 марта 2008 года, то срок привлечения к ответственности за совершенное правонарушение истекает 01.03.2011. Общество привлечено к ответственности 30.03.2011, то есть по истечении трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал незаконным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, и отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества штрафа в сумме 6 549 рублей 45 копеек.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2011 по делу N А29-5537/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уточненные сведения Обществом представлены не были.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя имеется состав правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, выразившийся в представлении недостоверных сведений о застрахованных лицах. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
Порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
...
Поскольку ООО "Северстройинвест" обязано было представить в Пенсионный фонд для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2007 год не позднее 1 марта 2008 года, то срок привлечения к ответственности за совершенное правонарушение истекает 01.03.2011. Общество привлечено к ответственности 30.03.2011, то есть по истечении трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал незаконным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, и отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества штрафа в сумме 6 549 рублей 45 копеек."
Номер дела в первой инстанции: А29-5537/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми
Ответчик: ООО "Северстройинвест"
Третье лицо: Государственнно учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по РК, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми