г. Москва |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А40-104727/11-75-435 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей С.Н. Крекотнева, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011
по делу N А40-104727/11-75-435, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз
Чайковский" (ОГРН 1025902030780), 617763, Пермский край, Чайковский г,
Приморский б-р, 30
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам N 2 (ОГРН 1047702056160), 129223, Москва г, Мира пр-кт, 191
о признании незаконным действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Филимонов О.И. по дов. N 04-17/01350 от 02.02.2011,Соловьева Г.В. по дов. N 04-17/013628@ от 21.10.2011
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром трансгаз Чайковский") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (МРИ ФНС N2 по крупнейшим налогоплательщикам, далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) по выдаче справки N 4439 от 13.07.2011 г. "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 30.06.2011 г.", содержащей данные о задолженности перед бюджетом по штрафам на сумму 25 243,40 руб., без указания информации о невозможности взыскания этих сумм в принудительном порядке; признании Инспекции утратившей возможность взыскания задолженности по штрафам в размере 25 243,40 руб., отраж?нной в справке N 4439 от 13.07.2011 г., в связи с истечением установленного строка е? взыскания в
принудительном порядке.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик не представил отзыв на апелляционную жалобу, в заседание суда не явился, извещён надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Инспекцией заявителю была выдана справка N 4439 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 30.06.2011 г. (л.д. 9-10), в которой отражена задолженность по налоговым санкциям (штрафам) на общую сумму 25 243,40 рублей, в том числе числящуюся по: отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) в Федеральный бюджет (КБК 18210903081010000110) в сумме 85,24 рубля; отчислениям на ВМСБ в областной бюджет (КБК 18210903082020000110) в сумме 13 738,66 рублей; по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) (КБК 18210905010010000110) в сумме 11 419,50 рублей.
Указанные суммы также приведены и в акте сверки расчетов по состоянию на 30.06.2011 г., который был подписан Обществом с разногласиями.
Из письма Инспекции N 10-10/004362 от 12.04.2011 г. (л.д. 20-21) следует, что она сообщала заявителю, что сальдо по штрафам на общую сумму 25 243,40 рублей было передано ей в 2002 г. из налогового органа по предшествующему месту учета заявителя - ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края, где ранее Общество состояло на налоговом учете. При этом информация о номерах и датах решений налоговых органов, по которым были начислены указанные штрафы, в налоговой инспекции отсутствует. По сведениям инспекции данные штрафы были начислены по актам камеральных проверок за 1996-1999 г.г.
Инспекция ФНС по г. Чайковскому в письме N 09-26/04434 от 08.04.2011 г. (л.д. 19) сообщила, что в 2002 году в МРИ ФНС N 2 по крупнейшим налогоплательщикам были переданы карточки лицевых счетов, документы, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности Общества за период 1999-2002 г.г. для осуществления дальнейшего налогового администрирования; информация о том, по каким основаниям были начислены данные штрафы у ИФНС по г. Чайковскому также отсутствует.
В связи с отсутствием достоверных данных об основаниях начисления штрафов и правомерности их отражения в лицевых счетах общества (без данных о сроках уплаты и отсутствии правовых оснований для их взыскания в принудительном порядке), суд отклоняет возражения ответчика в отношении заявленных требований, так как им не представлено доказательств в подтверждение правомерности начисления данных штрафов, указанные суммы штрафов Обществом не подтверждаются и не признаются; лицевые счета являются внутренней формой налогового контроля налоговых органов, в связи с чем содержащиеся в них данные не могут являться доказательством подтверждения такой задолженности.
Ст.ст. 46, 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен срок давности по взысканию налоговых санкций (штрафов).
В соответствии со ст. 115 НК РФ (в редакции, действовавшей в период, когда предположительно были наложены спорные санкции) налоговые органы могли обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Согласно ныне действующей ст. 46 НК РФ срок исковой давности на обращение в суд налогового органа составляет 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (штрафа). В настоящее время все эти сроки истекли.
Поскольку вышеуказанные штрафы на общую сумму 25 243,40 рублей были начислены Обществу до 01.01.2000 г., налоговый орган своевременных мер по взысканию штрафов в судебном порядке не принял, то в настоящее время сроки давности для взыскания данных налоговых санкций истекли и восстановлению не подлежат.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком (без указания на утрату правовых возможностей взыскания задолженности в принудительном порядке), затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться сведения об утрате Инспекцией возможности взыскания задолженности в принудительном порядке. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 4381/09.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что указание в справке о состоянии расчетов с бюджетом суммы задолженности по штрафам, основания начисления которой неизвестны и возможность взыскания которой утрачена в связи с истечением сроков принудительного взыскания, что нарушает права заявителя в сфере
предпринимательской и экономической деятельности, негативно характеризует его перед контрагентами, создает препятствия для участия в конкурсах (тендерах) и при получении кредитов, приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании действий Инспекции, выразившихся в выдаче данной справки N 4439 от 13.07.2011 г., содержащей данные о задолженности перед бюджетом по штрафам на сумму 25 243,40 руб., без указания информации о невозможности взыскания этих сумм в принудительном порядке, подлежат признанию незаконными.
Статьей 59 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ предусмотрено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подп. 4 п. 1 данной статьи).
В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку до момента обращения заявителя в суд с требованиями по настоящему делу какие-либо судебные акты, которыми бы были установлены обстоятельства для применения подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, отсутствовали, стороны данных об их наличии суду не привели, а условием для принятия ответчиком решения о признании задолженности по вышеуказанным штрафам безнадежной к взысканию и ее списания, является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением
установленного срока ее взыскания, суд первой инстанции с учетом положений ст. 59 НК РФ и 201 АПК РФ счёл необходимым признать Инспекцию утратившей возможность взыскания с заявителя задолженности по штрафам в размере 25 243,40 руб., отраж?нной в справке N 4439 от 13.07.2011 г., в связи с истечением установленного строка е? взыскания в принудительном порядке в целях последующего совершения Инспекцией действий, предусмотренных ст. 59 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа о наличии актов сверки расчётов между заявителем и налоговым органом о подтверждении суммы штрафов (приложенные к апелляционной жалобе) во внимание приняты быть не могут.
Акты сверки расчётов от 2005 года подписаны налогоплательщиком с разногласиями, т. к. из представленной переписки налогоплательщика и налогового органа видно, что налогоплательщик просит принять меры к списанию данных сумм задолженности по штрафам, поскольку взыскание данных штрафов в силу ст.115 НК РФ произведено быть не может.
Также не может быть принят во внимание довод налогового органа о пропуске заявителем срока, предусмотренного ст.198 АПК РФ, поскольку об отсутствии принятых налоговым органом мер по списанию просроченной задолженности по штрафам заявитель узнал лишь из выданной справки N 4439 от 13.07.2011 г., в связи с чем срок на обращение с заявлением в арбитражный суд за защитой нарушенного права заявителем не пропущен.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011 по делу N А40-104727/11-75-435 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку до момента обращения заявителя в суд с требованиями по настоящему делу какие-либо судебные акты, которыми бы были установлены обстоятельства для применения подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, отсутствовали, стороны данных об их наличии суду не привели, а условием для принятия ответчиком решения о признании задолженности по вышеуказанным штрафам безнадежной к взысканию и ее списания, является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением
установленного срока ее взыскания, суд первой инстанции с учетом положений ст. 59 НК РФ и 201 АПК РФ счёл необходимым признать Инспекцию утратившей возможность взыскания с заявителя задолженности по штрафам в размере 25 243,40 руб., отраж?нной в справке N 4439 от 13.07.2011 г., в связи с истечением установленного строка е? взыскания в принудительном порядке в целях последующего совершения Инспекцией действий, предусмотренных ст. 59 НК РФ.
...
Акты сверки расчётов от 2005 года подписаны налогоплательщиком с разногласиями, т. к. из представленной переписки налогоплательщика и налогового органа видно, что налогоплательщик просит принять меры к списанию данных сумм задолженности по штрафам, поскольку взыскание данных штрафов в силу ст.115 НК РФ произведено быть не может."
Номер дела в первой инстанции: А40-104727/2011
Истец: ООО "Газпром трансгаз Чайковский"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, МИФНС России N2 по крупнейшим налогоплательщикам
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1616/12