г. Киров |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А82-13403/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2011 по делу N А82-13403/2011, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к индивидуальному предпринимателю Скворцовой Юлиане Геннадьевне (ИНН: 760500042140 ОГРН: 304760415400026),
о взыскании 1039,20 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к индивидуальному предпринимателю Скворцовой Юлиане Геннадьевне (далее - Предприниматель) о взыскании 1039,20 руб. финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2011 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Управление с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суду первой инстанции следовало учесть, что существуют два разных закона, регулирующих разные правоотношения (Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)), ответственность за нарушение которых также является разной. Поэтому привлечение Предпринимателя к ответственности за нарушение требований Закона N 27-ФЗ не может быть квалифицировано, как повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение, т.к. в Законе N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за правонарушение иного рода.
Кроме того, Управление настаивает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела и считает, что взыскание финансовых санкций является защитой государственных общественных интересов в области государственного пенсионного обеспечения граждан.
С учетом изложенного Управление считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.
Предприниматель представила отзыв на жалобу, в котором против доводов Управления возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Скворцова Ю.Г. 20.06.2007 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, а также застрахованным лицом, как самостоятельно обеспечивающим себя работой.
Предпринимателем был нарушен срок (не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом) для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 (фактически названные сведения поступили в Управление 03.03.2011), о чем составлен акт от 19.05.2011.
28.06.2011 Управлением вынесено решение, согласно которому ИП Скворцова Ю.Г. была привлечена к ответственности в виде взыскания финансовых санкций в размере 10% причитающихся к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации платежей в размере 1039,20 руб.
01.08.2011 Управлением в адрес Предпринимателя было направлено требование N 2011/00084 с предложением добровольно в срок до 29.08.2011 уплатить начисленные финансовые санкции (л.д.26).
В связи с тем, что финансовые санкции Предпринимателем в добровольном порядке уплачены не были, Управление обратилось за их взысканием в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в удовлетворении требований Управлению отказал. При этом суд первой инстанции указал, что сведения (расчеты), которые представляются лицами как страхователями, являются одновременно и сведениями о них как о застрахованных лицах, поэтому в данном случае привлечение Предпринимателя к ответственности фактически является повторным, т.к. ИП Скворцова Ю.Г. уже была привлечена к ответственности на основании части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ Предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного закона Предприниматель является также застрахованным лицом.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом N 212-ФЗ.
В свою очередь Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а Закон N 27-ФЗ - отношения, связанные с представлением необходимых для индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, за которых эти взносы уплачиваются.
Статьей 16 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по утвержденной форме. За непредставление (несвоевременное представление) данного расчета предусмотрена ответственность (статья 46 Закона N 212-ФЗ).
Форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н и предусматривает фамилию, имя, отчество плательщика, год рождения, адрес регистрации, страховой номер индивидуального лицевого счета, остаток задолженности на начало расчетного периода, размер начисленных страховых взносов, доначисленных, уплаченных взносов и остаток задолженности, а также периоды осуществления индивидуальной трудовой деятельности.
В статье 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. За непредставление (несвоевременное представление) таких сведений установлена ответственность статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Исходя из приведенных выше норм права, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Закон N 212-ФЗ предусматривает обязанность по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а Закон N 27-ФЗ - обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах. И тем, и другим Законом установлена ответственность за неисполнение такого рода обязанностей.
Размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за самих себя, определяется исходя из стоимости страхового года, который, в свою очередь, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (статья 14 Закона N 212-ФЗ).
Как уже было указано выше, индивидуальные предприниматели являются страхователями, уплачивающими страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за самих себя как за застрахованных лиц, и при этом размер этих платежей определен законом вне зависимости от каких-либо условий, в связи с чем те сведения (расчеты), которые представляются данными лицами как страхователями, фактически являются одновременно и сведениями о них как о застрахованных лицах.
Представление иных сведений, чем те, которые предусмотрены в приказе Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н, и которые должны представляться в качестве сведений о застрахованном лице, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при рассмотрении заявления Управления о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в размере 1039,20 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, судом первой инстанции обоснованно было принято во внимание, что за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ИП Скворцова Ю.Г. уже была привлечена к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 600,14 руб. Штраф в сумме 600,14 руб. был уплачен Предпринимателем 09.07.2011, что подтверждается Реестром поступления платежей от страхователя и квитанцией от 09.07.2011.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что привлечение Предпринимателя к ответственности по Закону N 27-ФЗ за непредставление тех же сведений, которые были представлены Предпринимателем в рамках требований Закона N 212-ФЗ, является неправомерным и нарушающим общеправовой принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние.
Довод заявителя жалобы о неправильной оценке судом первой инстанции обстоятельств по делу признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку именно исходя из фактически обстоятельств допущенного Предпринимателем нарушения срока представления необходимых сведений, судом первой инстанции был сделан вывод о наличии признаков повторности в отношении привлечения Предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 1039,20 руб.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому спору. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2011 по делу N А82-13403/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за самих себя, определяется исходя из стоимости страхового года, который, в свою очередь, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (статья 14 Закона N 212-ФЗ).
...
Представление иных сведений, чем те, которые предусмотрены в приказе Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н, и которые должны представляться в качестве сведений о застрахованном лице, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при рассмотрении заявления Управления о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в размере 1039,20 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, судом первой инстанции обоснованно было принято во внимание, что за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ИП Скворцова Ю.Г. уже была привлечена к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 600,14 руб. Штраф в сумме 600,14 руб. был уплачен Предпринимателем 09.07.2011, что подтверждается Реестром поступления платежей от страхователя и квитанцией от 09.07.2011.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что привлечение Предпринимателя к ответственности по Закону N 27-ФЗ за непредставление тех же сведений, которые были представлены Предпринимателем в рамках требований Закона N 212-ФЗ, является неправомерным и нарушающим общеправовой принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние."
Номер дела в первой инстанции: А82-13403/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
Ответчик: ИП Скворцова Юлиана Геннадьевна