город Воронеж |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А36-2824/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А., Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": Ганьшин Р.В., представитель по доверенности N 311 от 19.12.2011;
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от садоводческого некоммерческого товарищества "Липецкстрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Субботиной Т.Т.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2011
по делу N А36-2824/2011 (судья С.М. Уколов)
по заявлению открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (ОГРН 1094823016617)
к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696, ИНН 4826012543),
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (ОГРН 1044800233191), садоводческое некоммерческое товарищество "Липецкстрой" (ИНН 4823002554, ОГРН 1024840859196), Субботина Таня Тургуновна,
о признании незаконным бездействия государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании незаконным бездействия Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление), выразившегося в не вынесении в установленный срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ВЛ-0,4 кВ от опоры в СНТ "Липецкстрой" до земельного участка N 97, 5-я аллея (далее - объект), утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решением от 03.11.2011 признано незаконным оспариваемое бездействие Управления; Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" и совершить действия, возложенные на заинтересованное лицо земельным законодательством. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что бездействие Управления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (невозможность строительства высоковольтной линии, что влечет невыполнение мероприятий по технологическому присоединению электроустановок физических лиц и, как следствие, нарушение действующего законодательства).
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Управление действовало в рамках возложенных действующим законодательством полномочий, бездействия выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта не допускало, права и интересы заявителя не нарушало.
Представитель ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, садоводческое некоммерческое товарищество "Липецкстрой", Субботина Т.Т. явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО "ЛГЭК" 22.04.2011 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от опоры проектируемой ВЛ-0,4 кВ с СНТ "Липецкстрой" до земельного участка N 97 по 5-й аллее (л.д.8 т.1). Приложением к заявлению являлись схема участка и копия Технических условий (л.д.105, 40-41 т.1).
Поводом для такого обращения явилась заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям ОАО "ЛГЭК", поданная Субботиной Т.Т., являющейся владельцем садового домика N 97 в СНТ "Липецкстрой" 5-я аллея (л.д.11 т.1).
На основании данной заявки между Субботиной Т.Т. и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии от 20.01.2011 (л.д.38-39 т.1).
В ответ на заявление ОАО "ЛГЭК" от 22.04.2011 Управление письмом N 5228-08 от 10.06.2011 (л.д.9 т.1) направило заявителю копию письма Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 02.06.2011 N 1420-01-21.
Данным письмом Департамент градостроительства сообщал Управлению, что документы по обеспечению выбора и формирования участков для строительства ВЛ-0,4 кВ в СНТ "Липецкстрой" от опоры проектируемой ВЛ-0,4 кВ до земельного участка N 97, 5-я аллея не могут быть подготовлены в связи с отсутствием проекта планировки территории СНТ "Липецкстрой", в котором планируется строительство ВЛ (л.д.10 т.1).
Полагая, что со стороны Управления имеет место бездействие, не соответствующее действующему земельному законодательству и нарушающее его права и интересы, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно статье 2 Закона Липецкой области от 16.04.2008 N 138-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области" Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк.
Эти правомочия детализированы в Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденном постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 N 150 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 3.1. Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Управление имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В развитие данных положений Земельного кодекса, пунктом 3.3. Порядка установлено, что Управление в двухнедельный срок со дня предоставления документов, указанных в пункте 3.2, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в предварительном согласовании с указанием причин отказа.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, и положения пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3.3 Порядка говорят о том, что исполнительный орган государственной власти (Управление) по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка для строительства обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Иных вариантов действий исполнительного органа государственной власти ни закон, ни подзаконный акт не содержат.
С учетом того, что администрация г. Липецка в лице Департамента градостроительства и архитектуры не предоставила акт о выборе земельного участка, Управление должно было принять решение об отказе в предварительном согласовании с указанием причин отказа.
Поскольку Управлением не принято одно из двух решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ и пунктом 3.3. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области, суд правомерно согласился с доводами заявителя о том, что со стороны Управления имело место бездействие.
Довод о том, что отсутствие решения по предварительному согласованию места размещения объекта не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности - по исполнению договоров технологического присоединения апелляционный суд считает несостоятельным ввиду следующего.
Одним из мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств является строительство линии электропередачи.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линии электропередачи признаются линейными объектами.
Согласно пункту 1 статьи 51 ГрК РФ в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 ГрК РФ проектная документация линейного объекта разрабатывается в соответствии с требованиями технических регламентов, технических условий, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство линейного объекта проводят проверку соответствия требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка распоряжения земельными участками предварительное согласование места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и последующего заключения договора аренды земельного участка для строительства согласно пункту 3.6 Порядка распоряжения земельными участками.
В отсутствие правоустанавливающего документа на землю (договор аренды для строительства) у ОАО "ЛГЭК" отсутствует право на возведение линии электропередачи.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 заявитель является сетевой организацией и обязан выполнить в отношении любого обратившегося лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуги наличии технической возможности.
Договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии является публичным договором, заявитель не вправе уклоняться от его заключения и, соответственно, должен выполнять его условия.
Согласно пункту 5.1. договора заявителя от 20.01.2011 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней с даты подписания договора.
Бездействие Управления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (невозможность строительства высоковольтной линии), что влечет невыполнение мероприятий по технологическому присоединению электроустановок физических лиц и, как следствие, нарушение действующего законодательства о защите конкуренции, антимонопольного законодательства).
Довод о невозможности рассмотрения заявления по причине его несоответствия формальным требованиям обоснованно признан судом области несостоятельным, с учетом сложившихся традиций документооборота.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, поэтому удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2011 по делу N А36-2824/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 51 ГрК РФ в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 ГрК РФ проектная документация линейного объекта разрабатывается в соответствии с требованиями технических регламентов, технических условий, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство линейного объекта проводят проверку соответствия требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка распоряжения земельными участками предварительное согласование места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и последующего заключения договора аренды земельного участка для строительства согласно пункту 3.6 Порядка распоряжения земельными участками.
...
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 заявитель является сетевой организацией и обязан выполнить в отношении любого обратившегося лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуги наличии технической возможности."
Номер дела в первой инстанции: А36-2824/2011
Истец: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания", ОАО "Липецкая городская энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, ПКОС "Липецкстрой", Потребительский кооператив Общество садоводов "Липецкстрой", Субботина Т. Т., Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области