г. Красноярск |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А74-2043/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" февраля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Зодчий"): Гранкина Д.А., представителя по доверенностям от 11.01.2012; Цацорина К.В., представителя по доверенности от 10.01.2012;
от ответчика (Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия): Ягодкина А.С., представителя по доверенности от 12.01.2012,
рассмотрев апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Зодчий"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасии от "21" октября 2011 года
по делу N А74-2043/2011, принятое судьей Каспирович Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Зодчий" (далее - общество, ООО "УЖК "Зодчий") (ИНН 1901070990, ОГРН 1061901002833) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия (далее - ответчик, Контрольно-счетная палата РХ) (ИНН 1901072740, ОГРН 1061901031389) по проведению в отношении общества экспертно-аналитического мероприятия "Анализ обоснованности расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2011 году организациями, выполняющими функции по управлению многоквартирными домами в Республике Хакасия, и формирование предложений по корректировке действующей федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей данные вопросы", а также о признании незаконным решения прокуратуры города Абакана (далее - ответчик, прокуратура г. Абакана) о проведении совместной проверки соблюдения требований законодательства при установлении и начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги, выраженного в требованиях от 20.05.2011 N 1-345-11, от 10.06.2011 N 7-14-11, от 15.06.2011 N 7-14-11 и от 11.10.2011 N 7-14-2011.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- общество не является получателем бюджетных средств, поскольку субсидии предоставляются гражданам в счет оплаты коммунальных услуг;
- раскрываемая обществом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" информация о своей деятельности в сети Интернет является достаточной для проведения спорного мероприятия в отношении общества;
- оспариваемые требования прокуратуры г. Абакана и решение о совместной проверке не основаны на действующем законодательстве, поскольку вынуждают общество в отсутствие правовых оснований раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
- действия ответчика подменяют собой компетенцию других уполномоченных органов - Федеральной службы по тарифам и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего регулирование тарифов на товары и услуги.
Представитель общества в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Контрольно-счетной палаты РХ с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокуратура г. Абакана, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 11.01.2012 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.06.2011 N 6069 основным видом экономической деятельности ООО "УЖК "Зодчий" является управление эксплуатацией жилого фонда.
18.02.2011 председатель Контрольно-счетной палаты РХ на основании решения коллегии Контрольно-счетной палаты РХ от 17.02.2011 N 2 издал распоряжение N 9-р "О проведении экспертно-аналитического мероприятия по анализу эффективности расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2011 году, проверке обоснованности расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг организациями, выполняющими функции по управлению многоквартирными домами в Республике Хакасия, и формулирование предложений по совершенствованию законодательства". Срок проведения мероприятия установлен с 18.02.2011 по 18.02.2011. Выдано удостоверение на право проведения проверки от 18.02.2011 N 02-07/7.
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 23.03.2011 N 851-20 "О внесении изменений в План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты РХ на 2011 год, утвержденный Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15.12.2010 N 760-18" в план контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты РХ на 2011 год внесен пункт 3, согласно которому Контрольно-счетная палата РХ проводит анализ обоснованности расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2011 году организациями, выполняющими функции по управлению многоквартирными домами в Республике Хакасия, и формулирование предложений по корректировке действующей федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей данные вопросы. Срок проведения мероприятия обозначен как февраль - сентябрь 2011 года (в редакции постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 22.06.2011 N 953-23). Объекты проверки: главные распорядители средств республиканского бюджета Республики Хакасия, муниципальные образования Республики Хакасия, организации, выполняющие функции по управлению многоквартирными домами.
Уведомлением Контрольно-счетной палаты РХ от 21.02.2011 N 01-10/117 заявителю сообщено, что в обществе будет проводиться экспертно-аналитическое мероприятие по вышеобозначенному предмету. В уведомлении указан состав рабочей группы, определен срок проведения - с 18.02.2011 по 18.04.2011, изложена просьба предоставить для ознакомления необходимую документацию.
01.04.2011 председатель Контрольно-счетной палаты РХ утвердил Программу проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ обоснованности расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2011 году организациями, выполняющими функции по управлению многоквартирными домами в Республике Хакасия, и формулирование предложений по корректировке действующей федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей данные вопросы". 05.04.2011 Контрольно-счетная палата РХ письмом N 01-09/218 предложила обществу в срок до 11.04.2011 представить документы (по 5 позициям) в рамках экспертно-аналитического мероприятия.
05.05.2011 в адрес общества поступило уведомление Контрольно-счетной палаты РХ от 03.05.2011 N 01-09/287, в котором указано о проведении в отношении общества с 04.05.2011 главным консультантом Спириным М.М. проверки на основании плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на 2011 год, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15.12.2010 N 760-18 (в редакции постановления от 23.03.2011 N 851-20).
20.05.2011 в адрес общества направлено требование прокуратуры г. Абакана N 1-345-11 о том, что прокуратурой г. Абакана совместно со специалистами Контрольно-счетной палаты РХ проводится проверка соблюдения требований законодательства при установлении, начислении и оплаты за жилищно-коммунальные услуги. 14.06.2011 в адрес общества поступило требование прокуратуры г. Абакана от 10.06.2011 N 7-14-11 аналогичного содержания, в котором указано, что проверка будет начата 14.06.2011 в 14 час. 00 мин.; к проверке предложено представить документы за период 2010 года, 1 квартала 2011 года (15 позиций). 16.06.2011 обществом получено требование прокуратуры г. Абакана от 15.06.2011 N 7-14-11 аналогичного содержания, в котором указано, что проверка будет начата 16.06.2011 в 14 час. 00 мин.; к проверке предложено представить документы, обозначенные в предыдущем требовании. 11.10.2011 обществом получено требование прокуратуры г. Абакана N 7-14-2011 о проведении прокуратурой г. Абакана совместно со специалистами Контрольно-счетной палаты РХ проверки соблюдения требований законодательства при расчете и начислении стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2011 году управляющими компаниями. В требовании указано, что проверка будет проводиться в период с 17.10.2011 по 17.11.2011; к проверке предложено подготовить документы по 25 позициям.
ООО "УЖК "Зодчий", не согласившись с действиями Контрольно-счетной палаты РХ по проведению экспертно-аналитического мероприятия и решением прокуратуры г. Абакана о проведении совместной проверки соблюдения требований законодательства при установлении, начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги, выраженным в требованиях, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, проверив наличие у Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия полномочий на проведение оспариваемого обществом экспертно-аналитического мероприятия, пришел к следующим выводам.
Порядок образования Контрольно-счетной палаты РХ, ее статус, основные задачи, порядок деятельности, полномочия и гарантии ее сотрудников в спорный период был установлен Законом Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ "О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ Контрольно-счетная палата РХ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Верховным Советом Республики Хакасия и ему подотчетным.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ определены задачи Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия, к которым в том числе относятся: контроль за законностью, рациональностью, эффективностью и целевым назначением использования средств республиканского бюджета, в том числе, организациями; анализ и подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса; проверка годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета; представление аналитической информации о ходе исполнения республиканского бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В свою очередь статьей 10 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ предусмотрено, что в процессе реализации возложенных на нее задач Контрольно-счетная палата РХ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, что предусматривает:
1) контроль за надлежащим исполнением республиканского бюджета;
2) проведение ревизий, проверок и обследований по отдельным разделам и статьям республиканского бюджета, по средствам целевых программ, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов Республики Хакасия;
3) подготовку и представление заключений по результатам экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы республиканского бюджета Республики Хакасия;
4) оценку целевого и эффективного использования государственных средств;
5) исследование и оценку нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение предложений по устранению выявленных нарушений, по совершенствованию бюджетного процесса;
6) организацию и осуществление внешней проверки годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета;
7) проведение ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий и организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
10) подготовку и представление заключений и ответов на поручения органов власти.
Из положений статьей 11, 17 и 18 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ следует, что в процессе реализации задач, возложенных на Контрольно-счетную палату РХ, она выполняет следующие виды контрольных мероприятий: ревизия, проверка, обследование, экспертиза. Экспертно-аналитическая работа Контрольно-счетной палаты РХ включает в себя проведение экспертиз и подготовку заключений по вопросам проводимой бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Республике Хакасия, нормативных правовых актов Республики Хакасия; Контрольно-счетная палата РХ осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств республиканского бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Статьей 21 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц по представлению по запросам Контрольно-счетной палаты РХ информации, необходимой для обеспечения ее деятельности. Контрольно-счетная палата РХ при проведении контрольных мероприятий и экспертно-аналитической работы имеет право получать от учреждений, предприятий, организаций, в том числе от банков и других финансово-кредитных учреждений, необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Статьей 23 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ установлены полномочия должностных лиц Контрольно-счетной палаты РХ при проведении проверок, статья 27 того же Закона регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий.
Согласно статье 26 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ Контрольно-счетная палата РХ строит свою деятельность на основе годовых и текущих планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением республиканского бюджета. Планы включают контрольные мероприятия и экспертно-аналитическую работу с указанием сроков их проведения и ответственных исполнителей.
Контрольно-счетная палата РХ систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий и экспертно-аналитической работы, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств республиканского бюджета. На основе полученных данных Контрольно-счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного процесса и законодательства Республики Хакасия по бюджетным вопросам и представляет их на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия (статья 29 названного Закона).
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ и иными нормативными актами, действующими на территории Республики Хакасия, приказом Контрольно-счетной палаты РХ от 30.10.2009 N 03-17/ОС утвержден Регламент Контрольно-счетной палаты РХ, в котором урегулированы вопросы деятельности, распределения функций и обязанностей между сотрудниками Контрольно-счетной палаты РХ, порядок ведения дел, проведения контрольной, экспертной деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Контрольно-счетная палата РХ в рамках реализации поставленных перед ней задач и предоставленных полномочий, в порядке, установленном Законом Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ, вправе осуществлять контрольные мероприятия и экспертно-аналитические работы, в том числе посредством получения в установленном порядке необходимой документации и информации, проведения экспертиз и подготовки соответствующих заключений.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что оспариваемое обществом экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ обоснованности расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2011 году организациями, выполняющими функции по управлению многоквартирными домами в Республике Хакасия, и формирование предложений по корректировке действующей федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей данные вопросы" было запланировано и внесено в план контрольно и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2011 год, что отражено в постановлении Верховного Совета Республики Хакасия от 15.12.2010 N 760-18, с учетом изменений, внесенных постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 23.03.2011 N 851-20.
О проведении спорного мероприятия председателем Контрольно-счетной палаты РХ на основании решения коллегии Контрольно-счетной палаты РХ от 17.02.2011 N 9-р было издано распоряжение от 18.02.2011 N 2, в котором были отражены основания проведения мероприятия, состав рабочей группы, срок проведения мероприятия, необходимые документы.
Все последующие действия, осуществляемые ответчиком, в том числе по запросу у ООО "УЖК "Зодчий" документов, были проведены в рамках спорного мероприятия, соответствовали требованиям Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ и Регламента Контрольно-счетной палаты РХ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества относительно отсутствия у ответчика права на проведение мероприятий в его отношении, поскольку ООО "УЖК "Зодчий" не является получателем бюджетных средств.
Как указано выше, в компетенцию Контрольно-счетной палаты РХ входят вопросы контроля за законностью, рациональностью, эффективностью и целевым назначением использования средств республиканского бюджета, в том числе, организациями; анализ и подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса; проверка годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета; представление аналитической информации о ходе исполнения республиканского бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Данные вопросы решаются ответчиком, в том числе в форме проведения экспертно-аналитической деятельности, что включает в себя комплексный (правовой, финансово-бюджетный, социально-экономический) анализ, оценку исследуемых документов.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в том числе программы проведения экспертно-аналитического мероприятия, утвержденной председателем Контрольно-счетной палаты РХ 01.04.2011, и пояснений ответчика, им с целью проведения спорного экспертно-аналитического мероприятия запрашивались документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность, управленческий потенциал (квалифицированность специалистов) организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, объем, виды и стоимость оказываемых третьими лицами ООО "УЖК "Зодчий" услуг (работ) в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, включающей в себя содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, частями 1, 3, 8 названной нормы установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии предоставляются гражданам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 названной статьи при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Согласно сведениям Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, за период с января по март 2010 года за полученные гражданами меры социальной поддержки в соответствии с предоставленными счетами-фактурами ООО "УЖК "Зодчий" перечислено из средств федерального бюджета 243 310 рублей 64 копейки, из регионального бюджета - 493 697 рублей 68 копеек. С апреля 2010 года по 01.08.2011 по реестрам, представленным ООО "УЖК "Зодчий", перечислено гражданам из средств федерального бюджета 1 756 104 рубля 96 копеек, из регионального бюджета - 2 142 359 рублей 41 копейка. За период с января 2010 года по июль 2011 года гражданам, чьи дома находятся в управлении ООО "УЖК "Зодчий", перечислено субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг из средств регионального бюджета 135 773 рубля 37 копеек.
Таким образом, общество, до 01.04.2010 выступало в качестве получателя бюджетных средств; с 01.04.2010 является участником правоотношений по предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг по регулируемым государством ценам (тарифам), услуг по содержанию и ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, участвует в правоотношениях по начислению потребителям стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе по регулируемым государством ценам (тарифам).
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что тарифы на предоставляемую обществом жилищную услугу не определяются государством, не влияют на правомерность проводимого мероприятия, поскольку, региональные стандарты Республики Хакасия, использующиеся при установлении права на субсидии, их размер напрямую зависят от платы за жилищно-коммунальные услуги, которую формирует заявитель, в том числе с учетом стоимости жилищной услуги. Следовательно, включение в предмет мероприятия сведений о стоимости начисленной жилищных услуг является необходимым условием для осуществления экспертно-аналитического анализа.
Доводы общества о том, что оспариваемые действия ответчика незаконны, поскольку Контрольно-счетная палата РХ не является уполномоченным органом на осуществление соответствующего государственного контроля, отклоняются судом. Мероприятия по проверке обоснованности начисления жилищной услуги в понимании осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок согласно Правилам осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 468, не были включены в программу экспертно-аналитического мероприятия и фактически ответчиком не осуществлялись.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Контрольно-счетной палатой РХ правомерно в рамках установленной компетенции осуществлены действия по проведению экспертно-аналитического мероприятия в отношении общества.
В части требований общества о признании незаконным решения прокуратуры г. Абакана о проведении совместно с Контрольно-счетной палатой РХ проверки соблюдения требований законодательства суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации, в том числе осуществляет надзор за исполнением законов органами власти, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в том числе вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Из материалов дела следует, что 13.05.2011 в прокуратуру Республики Хакасия поступило письмо Контрольно-счетной палаты РХ от 13.05.2011 N 01-12/312, в котором сдержалось сообщение о том, что в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проверяемой организацией - ООО "УЖК "Зодчий" отказано в предоставлении всех необходимых для проведения проверки документов. Контрольно-счетная палата РХ просила прокуратуру оказать содействие в получении необходимых документов для проведения экспертно-аналитического мероприятия. В свою очередь прокуратурой Республики Хакасия направлено прокурору г. Абакана указание о проведении проверки ООО "УЖК "Зодчий" с участием специалистов Контрольно-счетной палаты РХ.
Статьей 32 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ закреплено право Контрольно-счетной палаты РХ в пределах своих полномочий в рамках заключенных соглашений взаимодействовать с органами прокуратуры.
Следовательно, оспариваемое обществом решение о проведении совместной проверки соблюдения требований законодательства при установлении и начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги, выраженное в требованиях от 20.05.2011 N 1-345-11, от 10.06.2011 N 7-14-11, от 15.06.2011 N 7-14-11 и от 11.10.2011 N 7-14-2011, было принято на основании указания вышестоящей прокуратуры, в рамках действующего законодательства, в том числе Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ и ему не противоречит.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о нарушении ответчиками требований Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Согласно положениям статьи 3 названного Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; под предоставлением информации, составляющей коммерческую тайну, понимается передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе ее обладателем, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.
В пункте 4 статьи 6 того же Федерального закона указано, что на документах, предоставляемых вышеуказанным органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Суд апелляционной инстанции из названия запрошенных у общества документов не усматривает оснований для вывода об отнесении их содержания к коммерческой тайне. Обществом в материалы дела не представлено пояснений и доказательств того, что запрошенные и представленные им документы соответствуют обозначенным критериями, оформлены согласно указанным требованиям.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы общества о том, что информация о своей деятельности, раскрываемая в сети Интернет, является достаточной для проведения спорного мероприятия, так как раскрытие такой информацией является самостоятельной обязанностью общества как управляющей организации, установленной частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской, и не подменяет собой полномочия прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, включающие право требовать от проверяемых организаций представления необходимых документов, материалов в целях осуществления указанных функций.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые обществом действия Контрольно-счетной палаты РХ и решение прокуратуры г. Абакана о проведении совместной проверки соблюдения требований законодательства при установлении и начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав общества, следовательно, согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Значит, решение суда первой инстанции от 21 октября 2011 года является законным и обоснованным; оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "21" октября 2011 года по делу N А74-2043/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 3 названного Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; под предоставлением информации, составляющей коммерческую тайну, понимается передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе ее обладателем, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.
В пункте 4 статьи 6 того же Федерального закона указано, что на документах, предоставляемых вышеуказанным органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Суд апелляционной инстанции из названия запрошенных у общества документов не усматривает оснований для вывода об отнесении их содержания к коммерческой тайне. Обществом в материалы дела не представлено пояснений и доказательств того, что запрошенные и представленные им документы соответствуют обозначенным критериями, оформлены согласно указанным требованиям.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы общества о том, что информация о своей деятельности, раскрываемая в сети Интернет, является достаточной для проведения спорного мероприятия, так как раскрытие такой информацией является самостоятельной обязанностью общества как управляющей организации, установленной частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской, и не подменяет собой полномочия прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, включающие право требовать от проверяемых организаций представления необходимых документов, материалов в целях осуществления указанных функций."
Номер дела в первой инстанции: А74-2043/2011
Истец: ООО "УЖК "Зодчий"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Республики Хакасия, Прокуратура г. Абакана, Прокуратура города Абакана