г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А42-8435/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 40615)
от ответчика: Тропникова А.А. по доверенности от 09.03.2011 N 25-21/4307
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-644/2012)
Мурманской таможни
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2011
по делу N А42-8435/2010 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "Альтернатива"
к Мурманской таможне
о признании незаконным требования
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альтернатива" (183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д.28, ОГРН 1021001088998, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни (183010, г.Мурманск, ул.Горького, д.15, ОГРН 1025100864095, далее- таможенный орган) от 27.10.2010 N 123 об уплате таможенных платежей и пеней в сумме 70 158,66 рублей.
В обоснование заявленного требования общество указало, что в данном случае рыбопродукция не была выпущена в свободное обращение на территории Российской Федерации и на основании подп. 2 п.1 ст.11 ТК РФ являлась иностранным товаром. Кроме того, осуществив проверку предоставленных документов и указанных в них сведений, т/п "Морской порт Мурманск" было выдано разрешение на применение таможенного режима международного таможенного транзита и до настоящего времени указанное решение таможенного поста не отменено.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое требование признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мурманская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами в рамках выделенных квот при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ввозимая на таможенную территорию Российской федерации, имеет для таможенных целей на основании статьи 31 и подпункта 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ статус российского товара. По мнению таможенного органа, спорная продукция помещена под таможенный режим "международный таможенный транзит" неправомерно, следовательно, подлежат уплате таможенные платежи.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, свои доводы изложило в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения суда проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя таможенного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 29.09.2010 по 20.10.2010 Мурманской таможней в отношении ООО "Альтернатива" проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при помещении рыбопродукции под таможенный режим "международный таможенный транзит".
Результаты таможенной проверки оформлены актом от 20.10.2010 N 10207000/400/2010/А0100 ( т.1 л.д.25-29) из которого следует, что 05.05.2008 между ООО "Альтернатива" (Россия, поставщик) и компанией "OCEAANVIS HANDELSCENTRUM EUROPA BV" (Нидерланды, покупатель) заключен Основной договор поставки рыбопродукции N ОНЕ-2008 на поставку выловленной и обработанной на судне продукции - различных видов рыб или рыбопродукции (т. 1, л.д. 34-43).
В соответствии с условиями контракта (дополнение N 3) поставка продукции производится частичными отгрузками в количестве и ассортименте по согласованию сторон, как правило, на условиях FOB (Франко-Борт, ИНКОТЕРМС 2000) транспортное судно покупателя в районе ведения промысла за пределами 12-мильной территориальной зоны Российской Федерации, а также в отдельных случаях на условиях DES (поставка с борта судна, ИНКОТЕРМС 2000) судно поставщика в согласованном иностранном порту или FCA (Франко - перевозчик, ИНКОТЕРМС 2000) в контейнерах в порту Мурманск, Россия.
Согласно коносаменту N 01/10 от 18.01.2010 (т.1 л.д.51) т/х "Канопус", находящийся в эксплуатации у ООО "Карельская судоходная компания" (перевозчик), 18.01.2010 в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - ИЭЗ РФ), за пределами территориальных вод Российской Федерации с судна М-0407 "Капитан Дураченко", принадлежащего обществу, к перевозке в порт Велсен (Нидерланды) транзитом через порт Мурманск принял мороженую рыбопродукцию - треску и пикшу различной весовой категории общим весом 184 393,25 кг./192 457,32 кг. нетто/брутто.
23.01.2010 транспортное судно "Канопус" с продукцией морского промысла на борту прибыло в порт Мурманск с целью выгрузки рыбопродукции в порту Мурманск и оформления разрешения на транзит рыбопродукции. Согласно генеральной декларации и грузовой транзитной декларации на борту судна была ввезена продукция морского промысла (мороженая рыбопродукция) в общем количестве 543 243,25 кг нетто, в том числе 184 393,25 кг нетто рыбопродукции (отправитель ООО "Альтернатива"), добытая и переработанная в Баренцевом море российским рыболовным судном и перегруженная за пределами 12-мильной зоны РФ в целях транспортировки в порт Велсен (Нидерланды).
На основании заявления перевозчика (исх N 01-06 от 25.01.2010) с разрешения таможенного органа указанная рыбопродукция помещена под таможенный режим (МТТ) и 28.01.2010 вывезена с таможенной территории Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки Мурманской таможней установлен факт несоблюдения обществом условий помещения указанного выше товара, вывезенного с таможенной территории Российской Федерации 28.01.2010, под таможенный режим международного таможенного транзита и необходимости его оформления в режиме экспорта с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере 5%.
Таможенным органом произведен расчет суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пени, которая составила 149 708,48 рублей вывозной пошлины и 10 892,53 рублей пени и 27.10.2010 выставлено требование N 123 об уплате доначисленных таможенных платежей (т.1 л.д.31-33).
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, пришел к правильному выводу о неправомерности выставления оспариваемого требования, указав на обоснованность помещения заявителем выловленной в исключительной экономической зоне рыбы под таможенный режим международного таможенного транзита.
В спорный период порядок декларирования товаров регламентировался положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ).
Согласно статьям 156 и 157 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью нескольких признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не вывозиться с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Таможенный орган в апелляционной жалобе настаивает на своей позиции о законности и обоснованности выставленного требования и со ссылкой на статью 31 ТК РФ указывает, что продукция морского промысла, добытая российскими судами в рамках выделенных квот как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в смежном участке Баренцева моря и ввезенная на территорию Российской Федерации, не может признаваться иностранным товаром для целей применения статьи 167 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ТК РФ товаром, полностью произведенным в данной стране, считается, в числе прочих, продукция морского рыболовства, полученная судном данной страны.
Использование терминов и определений, содержащихся в статье 31 ТК РФ, в силу пункта 1 статьи 29 ТК РФ ограничено сферой применения данной главы Таможенного кодекса Российской Федерации и устанавливается в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.
Кроме того, необходимым условием для приобретения статуса российского товара в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ является нахождение товара на территории Российской Федерации в свободном обращении, то есть товар становится свободным в результате процедур таможенного оформления и таможенного контроля (после его выпуска с учетом требований главы 35 и пункта 1 статьи 360 ТК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что вылов трески и пикши, помещенных обществом под процедуру МТТ, осуществлен в смежном участке Баренцева моря, поэтому неправомерен довод таможенного органа о том, что спорный товар является российским и к нему не применяется процедура МТТ.
Кроме того, общество при подаче заявления в суд обратило внимание на то обстоятельство, что разрешение на применение таможенного режима международного таможенного транзита, выданное таможенным постом "Морской порт Мурманск", вышестоящим таможенным органом не отменено и действует до настоящего времени, следовательно, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей в связи с применением иного таможенного режима неправомерно. Апелляционная инстанция считает данный довод обоснованным.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи 11 ТК РФ выпуск товара определен как действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Согласно статье 157 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа.
Исходя из содержания данных норм товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных предусмотренных таможенным законодательством документах соответствующей отметки.
Проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля на основании статьи 412 ТК РФ.
Пункт 82 приказа ФТС России от 6 ноября 2008 N 1378 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" (далее - Порядок) предусматривает, что в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято Решение (о проведении таможенной ревизии), Рапорт (о выявлении поводов к ведомственному контролю) с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления Рапорта, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В течение трех рабочих дней с момента получения Рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК России не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего Решение в течение одного рабочего дня (п. 83 Порядка).
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК России, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (п. 84 Порядка).
Материалами дела подтверждается, что после проверки представленных документов таможенным постом "Морской порт Мурманск" было выдано разрешение на помещение под таможенный режим международного таможенного транзита 184 393,25 кг.(нетто) рыбопродукции (треска и пикша замороженная), ввезенной 28.01.2010 на таможенную территорию Российской Федерации на борту судна "Канопус", о чем на заявлениях общества имелась отметка "транзит разрешен".
Нарушений режима МТТ, недобросовестности общества при получении разрешения судом первой инстанции не установлено. Разрешения на применение режима МТТ не отменялись. Данный факт таможенным органом не отрицается.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности помещения обществом спорной рыбопродукции под режим МТТ и отсутствии у него обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, а как следствие, отсутствие у таможенного органа оснований для направления обществу оспариваемого требования.
Факт недостоверного декларирования товара по данной поставке в количестве 6 657,65 кг. предметом спора не является.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Мурманской таможни без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12 декабря 2011 года по делу N А42-8435/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 82 приказа ФТС России от 6 ноября 2008 N 1378 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" (далее - Порядок) предусматривает, что в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято Решение (о проведении таможенной ревизии), Рапорт (о выявлении поводов к ведомственному контролю) с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления Рапорта, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В течение трех рабочих дней с момента получения Рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК России не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего Решение в течение одного рабочего дня (п. 83 Порядка).
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК России, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (п. 84 Порядка)."
Номер дела в первой инстанции: А42-8435/2010
Истец: ООО "Альтернатива"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-644/12