г. Вологда |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А05-9751/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мирный Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2011 года по делу N А05-9751/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мирный Архангельской области (ОГРН 1022901465432; далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Технический центр "Новатор" (ОГРН 1092920000502; далее - Общество) о взыскании финансовой санкции в сумме 1578 руб. 54 коп. на основании решения от 09.06.2011 N 26.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отдел с решением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что представление Обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждается документально формами АДВ-11, АДВ-6-1, СЗВ-4-2, декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2009 год, актом выездной проверки от 05.05.2011 N 11-14/82дсп и решением от 14.06.2011 N 11-14/463.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Общество и Отдел надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отдела.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 04.05.2011 N 11-14/82дсп.
В ходе проверки налоговая инспекция сделала вывод о занижении Обществом в нарушение статьи 23, пункта 1 статьи 236 и пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации базы для начисления страховых взносов за 2009 год на сумму 9500 руб. и неуплате страховых взносов в сумме 1330 руб.
В связи с этим налоговая инспекция направила в адрес Отдела выписку из указанного акта проверки.
Отдел, рассмотрев представленную налоговым органом выписку из акта проверки, вынес решение от 09.06.2011 N 26, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде взыскания 1578 руб. 54 коп. штрафа.
На основании данного решения Отдел направил в адрес Общества требование от 06.07.2011 N 7 об уплате данного штрафа в срок до 25.07.2011.
В связи с неисполнением указанного требования Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с Общества.
Суд первой инстанции правомерно отказал Отделу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Законом N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 11 этого же Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователя применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии со статьей 33 данного Закона органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральная проверка; выездная проверка.
Статьей 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов. Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Согласно статье 38 Закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно статье 39 Закона N 212-Ф- акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В данном случае Отделом нарушены установленные указанными положениями Закона N 212-ФЗ порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Отделом не проводилась ни камеральная, ни выездная проверка Общества, акт проверки не оформлялся и не направлялся в адрес Общества. Также Отделом не представлены доказательства надлежащего извещения Общества о рассмотрении материалов проверки.
Такие обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законодательством.
Кроме того, ни в акте проверки налоговой инспекции, ни в решении Отдела не указаны документы и иные сведения, подтверждающие выводы о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов за 2009 год в отношении Косарева А.Н. и Никитюк М.А.
При этом в акте проверки налоговая инспекция в обоснование вывода о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов за 2009 год на сумму 9500 руб. и неуплате страховых взносов на сумму 1330 руб. сослалась только на положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим суд не имеет возможности оценить доводы Отдела о представлении Обществом недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что допущенное Отделом нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным, поскольку Общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью и иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ, а также заявителем не доказан факт представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Следовательно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отдела и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2011 года по делу N А05-9751/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мирный Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отделом не проводилась ни камеральная, ни выездная проверка Общества, акт проверки не оформлялся и не направлялся в адрес Общества. Также Отделом не представлены доказательства надлежащего извещения Общества о рассмотрении материалов проверки.
Такие обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законодательством.
Кроме того, ни в акте проверки налоговой инспекции, ни в решении Отдела не указаны документы и иные сведения, подтверждающие выводы о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов за 2009 год в отношении Косарева А.Н. и Никитюк М.А.
При этом в акте проверки налоговая инспекция в обоснование вывода о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов за 2009 год на сумму 9500 руб. и неуплате страховых взносов на сумму 1330 руб. сослалась только на положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим суд не имеет возможности оценить доводы Отдела о представлении Обществом недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что допущенное Отделом нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным, поскольку Общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью и иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ, а также заявителем не доказан факт представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета."
Номер дела в первой инстанции: А05-9751/2011
Истец: ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в г. Мирный Архангельской области
Ответчик: ОАО "Технический центр "НОВАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-324/12