г. Вологда |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А66-10077/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от заявителя Негрича А.И. по доверенности от 30.12.2011 N 9, от ответчика Пестовой А.С. по доверенности от 10.01.2012 N 3, Иванова С.Е. по доверенности от 10.01.2012 N 5, от третьего лица Широковой О.Ю. по доверенности от 01.08.2011, Нечаевой В.Н. по доверенности от 19.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 ноября 2011 года по делу N А66-10077/2011 (судья Бажан О.М.),
установил
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее - общество, ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 06.07.2011 по делу N 03-6/1-24-2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торжокская энергосбытовая компания" (далее - ООО "Торжокэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.11.2011 по делу N А66-10077/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на наличие агентского договора от 31.12.2008 N 16Э/2009, на основании которого ООО "Торжокэнергосбыт" обязано было заключать договоры с физическими и юридическими лицами от имени гарантирующего поставщика (ОАО "Тверьэнергосбыт"). В заключении предложенного ООО "Торжокэнргосбыт" договора при наличии договора от 31.12.2008 N 16Э/2009 не было необходимости. Считает, что в данном случае следует учитывать положения пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Управление и ООО "Торжокэнергосбыт" в своих отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 03-6/1-24-2010, возбужденного в отношении общества на основании заявления ООО "Торжокэнергосбыт", антимонопольным органом принято решение от 06.07.2011, которым ОАО "Тверьэнергосбыт" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в связи с необоснованным уклонением от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с ООО "Торжокэнергосбыт" в отношении указанных в заявке от 14.02.2011 N 52 семи точек поставки, посредством нарушения сроков рассмотрения заявки на заключение поименованного договора.
Не согласившись с названным решением антимонопольного органа, ОАО "Тверьэнергосбыт" оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно пункту 5 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1 и от 28.09.2009 N 44 ОАО "Тверьнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 62 Основных положений лицо, которое намерено заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно представляет поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки.
Из материалов дела следует, что ООО "Торжокэнергосбыт" заключило договоры поставки электрической энергии по 7 точкам поставки со следующими потребителями: СПК "Исток" от 27.12.2010 N 1/М; колхозом "Заря коммуны" - от 30.12.2010 N 2/К; предпринимателем Журавлевой Е.В. - от 30.12.2010 N 13/РЖ; предпринимателем Ильиным В.И. - от 30.12.2010 N 6/М; ООО "Универсал - В" - от 28.12.2010 N 1/К; предпринимателем Умаровым Ю.Ш. - от 22.11.2010 N 10/СЖ; колхозом "Берново" - от 29.12.2010 N 27/С.
В целях организации энергоснабжения по 7 точкам поставки своих потребителей, ООО "Торжокэнергосбыт" письмом от 14.02.2011 исх. N 52 направило ОАО "Тверьэнергосбыт", как гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства потребителей, заявку о заключении договора купли-продажи (поставки) электроэнергии в интересах потребителей с приложением проекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Кроме того. 25.02.2011 (исх. N 90) в адрес гарантирующего поставщика направлены планируемый объем потребления электрической энергии (мощности) на 2011 год; сведения о точках поставки и приборах учета электрической энергии, акты об осуществлении технологического присоединения и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по отношению к заявленным 7 точкам поставки; количество и сроки поставки электрической энергии на 2011 год; перечень средств измерения и мест их установки.
Письмо с проектом договора купли-продажи (поставки) электрической энергии получено обществом 15.02.2011 (вх. 482), письмо с остальными приложениями - 01.03.2011 (вх. 647).
Пунктом 61 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил ("Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения").
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Таким образом, отказ гарантирующего поставщика (ОАО "Тверьэнергосбыт") от заключения договора купли-продажи электрической энергии может быть обусловлен только данными основаниями.
Пунктом 63 Основных положений установлено, что в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий.
Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о покупателе электрической энергии, и направляет один подписанный экземпляр договора гарантирующему поставщику.
В случае несогласия с условиями, содержащимися в проекте договора или протоколе разногласий, заявитель вправе в свою очередь направить гарантирующему поставщику протокол разногласий.
Исходя из изложенного, в связи с тем, что сведения, предусмотренные пунктом 62 Основных положений в полном объеме обществу были представлены ООО "Торжокэнергосбыт" 01.03.2011, то срок, в течение которого ОАО "Тверьэнергосбыт" было обязано рассмотреть заявку о заключении договора и подписать, представленный ООО "Торжокэнергосбыт" проект договора или направить ему протокол разногласий, истек 01.04.2011.
В установленный срок общество подписанный проект договора не рассмотрело, протокол разногласий не направило. Мотивированный отказ с указанием причин, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 61 Основных положений, не представило.
Договор подписан обществом с протоколом разногласий лишь 20.04.2011.
Таким образом, невыполнение ОАО "Тверьэнергосбыт" требований пунктов 61, 61 и 63 Основных положений и несоблюдление им тридцатидневного срока правильно расценено антимонопольным органом как уклонение от заключения договора с ООО "Торжокэнергосбыт".
Ссылка заявителя на то, что наличие агентского договора от 31.12.2008 N 16э/2009 является основанием для отказа в заключении договора купли-продажи электрической энергии, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Основные положения не содержат условий, запрещающих ООО "Торжокэнергосбыт" самостоятельно заключать договоры купли-продажи (поставки) электроэнергии с гарантирующим поставщиком в интересах потребителей, указанных в агентском договоре, либо иных потребителей.
Наличие между сторонами агентских отношений не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности в установленные законом сроки рассмотреть заявку за заключение договора.
Кроме этого, следует отметить, что решением Арбитражного суда Тверской области от 31.12.2010 по делу N А66-7846/2010 названный агентский договор был расторгнут. Инициаторов расторжения договора явилось ОАО "Тверьэнергосбыт", что свидетельствует о направлении ООО "Торжокэнергосбыт" 06.07.2010 соответствующего уведомления.
Довод ОАО "Тверьэнергосбыт" о том, что нарушены требований статьи 445 ГК РФ, является несостоятельным.
В силу пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из материалов дела следует, что гарантирующий поставщик получил проект договора истца 01.03.2011.
Договор с протоколом разногласий получен ООО "Торжокэнергосбыт" 20.04.2011, то есть до момента вынесения оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
С учетом изложенного и положений пункта 1 статьи 445 ГК РФ у ООО "Торжокэренгосбыт" не имелось оснований для обращения в суд с иском о понуждении заключить договор.
Доводы общества о том, что в резолютивной части оспариваемого решения УФАС не указало, нарушение каких именно пунктов части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ имеет место, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку из самой нормы части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что она не является закрытой, ограниченной лишь приведенными в ней пунктами (с 1 по 11).
Главным для квалификации нарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного решение УФАС от 06.07.2011 по делу N 03-6/1-24-2011 вынесено правомерно и у суда первой инстанции не имелось оснований для признания его недействительным.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 ноября 2011 года по делу N А66-10077/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
С учетом изложенного и положений пункта 1 статьи 445 ГК РФ у ООО "Торжокэренгосбыт" не имелось оснований для обращения в суд с иском о понуждении заключить договор.
Доводы общества о том, что в резолютивной части оспариваемого решения УФАС не указало, нарушение каких именно пунктов части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ имеет место, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку из самой нормы части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что она не является закрытой, ограниченной лишь приведенными в ней пунктами (с 1 по 11).
Главным для квалификации нарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц."
Номер дела в первой инстанции: А66-10077/2011
Истец: ОАО "Тверьэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Третье лицо: ООО "Торжокская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6853/13
22.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6853/13
28.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-324/12
21.03.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10077/11
21.11.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8117/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10077/11
21.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8830/11
03.11.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10077/11