г. Самара |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А72-3513/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
с участием:
от Областного государственного унитарного предприятия "Тереньгульский лесхоз" - директора Моденова С.А. (паспорт),
от Отдела Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Тереньгульском лесничестве (Областное государственное казенное учреждение "Тереньгульское лесничество") - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Тереньгульский лесхоз"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 ноября 2011 года по делу N А72-3513/2011 (судья Тимофеев В.В.), по заявлению Отдела Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Тереньгульском лесничестве (Государственное казенное учреждение Ульяновкой области "Теренгульское лесничество") (ИНН 7321313833, ОГРН 1087321000018), Ульяновская область, р.п. Тереньга,
к Областному государственному унитарному предприятию "Тереньгульский лесхоз" (ИНН 7321313907, ОГРН 1087321000073), Ульяновская область, р.п. Тереньга,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о взыскании 403 418 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Тереньгульском лесничестве (далее - Министерство, истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о взыскании с Областного государственного унитарного предприятия "Тереньгульский лесхоз" (далее - ОГУП "Тереньгульский лесхоз", ответчик) 521 125 руб. суммы задолженности.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.11.2011 Министерству отказано в удовлетворении заявленных требований. Судом применены последствия недействительности сделки, с ОГУП "Тереньгульский лесхоз" в пользу Министерства взыскано 346 229 руб.
ОГУП "Тереньгульский лесхоз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.11.2011, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на ошибки, допущенные при заключении договора N 13, а именно расчет стоимости древесины был сделан по 3-му разряду такс, а должен быть произведен по 4-му разряду, при расчете стоимости древесины проигнорированы положения п.10 Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 г.. "О ставках платы за единицу лесных ресурсов, находящихся в Федеральной собственности".
Государственное казенное учреждение Ульяновкой области "Теренгульское лесничество" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 21.11.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГУП "Тереньгульский лесхоз" без удовлетворения.
Вместе с отзывом на апелляционную жалобу Государственным казенным учреждением Ульяновкой области "Теренгульское лесничество", ранее именуемым как Отдел Министерства лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области в Теренгульском лесничестве представлены документы, свидетельствующие о смене наименования (Распоряжение Правительства Ульновской области от 22.12.2011 г.. N 906-пр, выписка из ЕГРЮЛ), что принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 21.11.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГУП "Тереньгульский лесхоз" без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснения к ней просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 08.09.2010 между истцом и ответчиком был заключен договор N 13 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, согласно которому Заказчик -Отдел Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Тереньгульском лесничестве поручает, а Исполнитель- ОГУП "Тереньгульский лесхоз" принимает на себя выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории: Ульяновская область, МО "Тереньгульский район", ОГУСП "Борлинский", квартала 16, согласно приложению N 1.
По утверждению истца, ответчик по договору обязался оплатить лесные насаждения в сумме 502 203 руб. 00 коп., из указанной суммы ответчик оплатил 98 785 руб. 00 коп., согласно платежного поручения N 377 от 10.09.2010.
28.02.2011 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 100, которая осталась без ответа и исполнения.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика в пользу государства сумму в размере 403 418 руб. 00 коп.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, между сторонами был заключен договор от 08.09.2010 N 13 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины. Подписан акт передачи лесных насаждений от 08.09.2010.
В силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ч.1).
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом. (ч.2).
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.(ч.3).
В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.(ч.4).
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 418, при размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
При заключении указанного договора помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом о размещении заказов, указываются, в том числе, стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со ст. 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Таким образом, размещение заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным заключением договора купли-продажи лесных насаждений должно проводиться путем проведения торгов.
Стороны в судебном заседании суда первой инстанции поясняли, что торгов (аукционов, конкурсов) не проводилось, был заключен только договор.
Согласно нормам Лесного кодекса Российской Федерации право на заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины могло быть реализовано только через торги, указанная процедура сторонами проведена не была.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о том, что договор от 08.09.2010 N 13 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключен с нарушением норм действующего законодательства, и, следовательно, является недействительным.
В этой связи судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
В то же время судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.
Стороны установили, что в соответствии с договором ответчик должен был заготовить 17 449 куб. м древесины. Общая цена договора в этой части составляет 619 910 руб. 00 коп.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы ответчика о том, что цена договора завышена, судом исследованы, но признаны несостоятельными, поскольку именно данная цена согласована сторонами, изменений в договор относительно размеров платы за лесные насаждения сторонами не вносилось.
Ответчик не привел надлежащих и достаточных доказательств по иной оценке древесины.
98 785 руб. 00 коп. ответчик оплатил по данному договору (619 910 руб. - 98 785 руб. = 521 125 руб.).
В соответствии с данными представленными истцом ответчиком заготовлена не вся древесина - осталась на корню древесина на сумму 174 896 руб. (521 125 руб. -174 896 руб. = 346 229 руб.).
Судом не приняты доводы ответчика о переоценке оставшегося объема древесины. Судом было предложено истцу и ответчику составить совместный акт о количестве заготовленной древесины и оставшейся на корню. Представитель ответчика фактически уклонился от обследования, участвовал в осмотре не всех участков. В этой связи доводы ответчика о различных способах подсчета правомерно не приняты судом первой инстанции.
Применяя последствия недействительности сделки, суд исходил из того, что ответчиком часть древесины была заготовлена, вернуть ее в первоначальное положение не представляется возможным, поэтому в этой части денежную сумму ответчик должен возвратить истцу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму в размере 346 229 руб. 00 коп. в качестве применения последствий недействительности сделки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату ОГУП "Тереньгульский лесхоз" из федерального бюджета, как излишне уплаченная по чек-ордеру 23.12.2011.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 ноября 2011 года по делу N А72-3513/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Областному государственному унитарному предприятию "Тереньгульский лесхоз" (ИНН 7321313907, ОГРН 1087321000073), Ульяновская область, р.п. Тереньга, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру 23.12.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 418, при размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
При заключении указанного договора помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом о размещении заказов, указываются, в том числе, стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со ст. 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
...
Согласно нормам Лесного кодекса Российской Федерации право на заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины могло быть реализовано только через торги, указанная процедура сторонами проведена не была.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения."
Номер дела в первой инстанции: А72-3513/2011
Истец: Отдел Министерства Лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Тереньгульском лесничестве, Отдел Минприроды Ульяновской области в Тетреньгульском лесничестве
Ответчик: Областное государственное унитарное предприятие "Тереньгульский лесхоз", ОГУП Тереньгульский лесхоз
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства,природопользования и экологии Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15962/11