г. Воронеж |
|
15 февраля 2012 г. |
N А64-5941/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Федорова В.И., |
Судей |
Поротикова А.И., |
|
Мокроусовой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.
при участии:
от открытого акционерного общества "Тамбовпассажироавтосервис": Чурилов Э.П., директор, приказ N 62 от 19.05.2011; Кузнецов С.А., представитель по доверенности б/н от 30.01.2012;
от администрации города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от администрации г. Тамбова в лице Комитета архитектурного развития и реконструкции: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовпассажироавтосервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2011 года по делу N А64-5941/2011 (судья Макарова Н.Ю.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовпассажироавтосервис" (ОГРН 1026801155424) к администрации города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова об устранении препятствий и понуждении заключить договор, при участии третьего лица - администрации г. Тамбова в лице Комитета архитектурного развития и реконструкции.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовпассажироавтосервис" (далее - ОАО "Тамбовпассажироавтосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к администрации города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (далее - Администрация, ответчик) об устранении препятствий со стороны Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова, выражающиеся в отказе продажи ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" земельный участок площадью 18579 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304012:5, расположенный по ул. Киквидзе, 77 и земельный участок площадью 6178 кв.м с кадастровым номером 68:29:0206025:6, расположенный по ул. Мичуринская, 46 и обязании Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова продать земельный участок площадью 18579 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304012:5, расположенный по ул. Киквидзе, 77 и земельный участок площадью 6178 кв.м с кадастровым номером 68:29:0206025:6, расположенный по ул. Мичуринская, 46 ОАО "Тамбовпассажиравтосервис".
Определением Арбитражного суда Тамбовской области к участию в деле качестве третьего лица привлечена Администрация г. Тамбова в лице Комитета архитектурного развития и реконструкции, г. Тамбов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2011 года по делу N А64-5941/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2011 года по делу N А64-5941/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация в судебное заседание апелляционного суда не явилась. В представленном отзыве на апелляционную жалобу просила обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" принадлежит на праве собственности здание, площадью 438,3 кв.м, инв. N 12421/А/329, назначение нежилое, по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 46 (свидетельство серия 68АА 563467 от 13.06.2006 г..), а также здание площадью 1858,8 кв.м, инв. N 13800/А/329, лит. А, назначение нежилое (свидетельство серия 68АА 563468).
Под этими зданиями истцу в аренду предоставлены земельные участки согласно кадастровым паспортам площадью 6178кв. и 18579кв. соответственно с разрешенным использованием "под автовокзал "Северный" и под "автовокзал "Тамбов".
ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" считая, что в силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности должно перейти также на земельные участки, находящиеся под объектами, принадлежащим обществу на праве собственности неоднократно обращалось к администрации с просьбой о продаже в собственность земельных участков площадью 18579 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304012:5 и площадью 6178 кв.м с кадастровым номером 68:29:0206025:6.
Администрацией было отказано в предоставлении ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" в собственность ввиду того, что земельные участки расположены под зданиями, относящимися к объектам дорожного сервиса, которые ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничиваются в обороте, а поэтому не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции по обстоятельствам дела соответствующими установленным по делу обстоятельствам и законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что на земельных участках, которые предоставлены ОАО "Тамбовпассажиравтосервис" в аренду, расположены объекты дорожного сервиса, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в частности автовокзалы, и необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.
Согласно пункту 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (утверждены первым заместителем Министра транспорта России 29.09.1997) под автовокзалом понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам; автостанция - это сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров.
В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14.08.2003 N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектами дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащие обществу объекты недвижимости (здания автовокзала и автостанции) являются объектами дорожного сервиса. Следовательно, спорные земельные участки относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Кодекса).
По смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.
Поскольку принадлежащие обществу здания автовокзала и автостанции являются объектами дорожного сервиса, испрашиваемые им участки относятся к землям, предоставленным для нужд транспорта, которые ограничены в обороте.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит норм, разрешающих предоставить в частную собственность заявителя спорные земельные участки.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе государственного органа в предоставлении участков в собственность заявителя является правомерным, а обжалуемое решение Арбитражного суда Тамбовской области отмене не подлежит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой и основаны на неправильном толковании норм материального права. При этом они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, а оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по обстоятельствам дела суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений же норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2011 года по делу N А64-5941/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовпассажироавтосервис" без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.И. Федоров |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектами дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащие обществу объекты недвижимости (здания автовокзала и автостанции) являются объектами дорожного сервиса. Следовательно, спорные земельные участки относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Кодекса).
По смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.
...
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц."
Номер дела в первой инстанции: А64-5941/2011
Истец: ОАО "Тамбовпассажиравтосервис", ОАО "Тамбовпассажироавтосервис"
Ответчик: Администрация г. Тамбов в лице Комитета земельных рессурсов и землепользования администрации г. Тамбов, Администрация г. Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова
Третье лицо: Администрация города Тамбова в лице Комитета архитектурного развития и реконструкции города Тамбова, Администрация города Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции