г. Владимир |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А79-4470/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.02.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продторг" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.12.2011 по делу N А79-4470/2011, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продторг" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 31.05.2011 N 110, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Китаевой Наталии Николаевны.
В судебном заседании приняли участие от общества с ограниченной ответственностью "Продторг" - Братыкин В.В. по доверенности от 10.01.2011, Окунев М.В. по доверенности от 10.01.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Продторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 31.05.2011 N 110 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением арбитражного суда от 16.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Обжалуя решение, общество указывает на недоказанность в его действиях вины и на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку действия лица, привлеченного к административной ответственности, не носили заведомо умышленного характера.
Так же поясняет, что искаженные даны в декларациях - это следствие ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей бухгалтера общества.
Представители общества в судебном заседании поддержали правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просили отменить обжалуемый судебный акт.
Управление явку в судебное заседание представителя не обеспечило, в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения.
Третье лицо, Китаева Наталия Николаевна, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечила, отзыв не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие управления и третьего лица.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.05.2011 в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции управлением проведен анализ представленных ООО "Продторг" деклараций за 1 квартал 2011 года по формам согласно приложениям 5, 6, 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 (далее -Положение).
Установлено, что в нарушение требований Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24н (далее- Порядок), пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в представленных по формам: N 5 "Об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", N 6 "Об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", N 7 "Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 1 квартал 2011 года обществом указаны искаженные данные.
Так, в соответствии с пунктом 7.2 Порядка в декларации по форме N 5 в графе N 6 "Закупки. Всего" указывается объем закупленной продукции (суммарно у организаций-производителей, у организаций оптовой торговли и по импорту). Однако в декларации по форме N 5 общий объем закупленной продукции по графе N 6 составляет 16,2609 тыс.дал, в то время как в декларации по форме N 7 общий объем полученной продукции указан 16,5346 тыс.дал. Искажение данных составляет 0,2737 тыс.дал.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка по форме N 5 в графе N 7 "Поступление. Закупки. От организаций производителей" указывается объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата, в соответствии с сопроводительными документами. Однако в декларации по форме N 5 в графе N 7 суммарная закупка от организаций-производителей составляет 2,0418 тыс.дал, в декларации по форме N 7 закупка от данных организаций составляет 0,61649 тыс.дал. Искажение данных составляет 1,42531 тыс.дал.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка по форме N 5 в графе N 8 "Поступление. Закупки. От организаций оптовой торговли" указывается объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. В декларации по форме N 5 суммарный объем продукции, закупленной у организаций оптовой торговли (по графе N 8), составляет 14,4191 тыс.дал, по декларации по форме N 7 суммарный объем закупленной продукции составляет 15,375189. Искажение данных составляет 1,156089 тыс.дал.
В декларации по форме N 7 ООО "Продторг" отражает закупку от ООО "АПФ Фанагория" ИНН 2352002170 по лицензии Б 094456 на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей пищевой продукции, хотя фактически поставки в адрес ООО "Продторг" осуществлялись с лицензий "АПФ Фанагория": на производство, хранение и поставку произведенных вин (Б 068603) в объеме 1,10313 тыс.дал; на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (Б 095242) в объеме 0,015375 тыс.дал.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка по форме N 5 в графе N 10 "Возврат продукции" указывается объем возвращенной продукции покупателям. В декларации по форме N 5 в графе N 10 суммарный объем возвращенной продукции составляет 0,2738 тыс.дал, в декларации по форме N 7 отсутствует блок "Возврат". Искажение данных составляет 0,2738 тыс.дал.
ООО "Продторг" в декларации по форме N 7 указывает номера лицензий организаций-контрагентов, которые на момент совершения закупки уже не действовали (были переоформлены согласно Государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: ООО "Дельта Клаб" ИНН 7705403058 лицензия А, 649579, до 23.12.2010 (в реестре - А 608749, 24.12.2010-19.05.20)1); ООО "Ереванский коньячный дом" ИНН 7709511544 лицензия А, 621970, до 11.10.2010 (в реестре - А 623834, 12.10.2010-05.05.2011).
ООО "Продторг" в декларации по форме N 7 "Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в блоке "В том числе по получателям" указывает организации розничной торговли, например: ООО "Агросервисторг" ИНН 2130060251, ООО "Аист" ИНН 2123010732 и т.д.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка по форме N 5 в графе N 12 "Расход. Поставки. Всего" указывается объем поставленной продукции (суммарно организациям оптовой торговли, организациям розничной торговли и на экспорт). В декларации по форме N 5 суммарный объем поставленной продукции (по графе N 12) составляет 17,6332 тыс.дал, по декларации по форме N 6 суммарный объем поставленной продукции указан 17,7211. Искажение данных составляет 0,0879 тыс.дал.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка по форме N 5 в графе N 16 "Возврат поставщикам" указывается объем возвращенной продукции поставщикам. В декларации по форме N 5 в графе N 16 суммарный объем возвращенной продукции составляет 0,0879 тыс.дал, в декларации по форме N 6 отсутствует блок "Возврат". Искажение данных составляет 0,0879 тыс.дал.
Установив в ходе проверки данные нарушения, управление определением от 10.05.2011 возбудило в отношении общества по признакам статьи 15.13 Кодекса дело об административном правонарушении.
17.05.2011 в отношении общества составлен протокол N 105 об административном правонарушении, постановлением и.о. руководителя управления от 31.05.2011 N 110 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 26).
Положение не определяет порядок представления деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции и не устанавливает формы этих деклараций.
В соответствии с пунктом 2 Положения декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 N 24н (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 23.08.2010 N 18222).
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка заполнения декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 5) указывается: графе 7 "от организаций производителей" - объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 8 "от организаций оптовой торговли" - объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 10 "возврат продукции" - объем возвращенной продукции покупателями в соответствии с сопроводительными документами; в графе 12 "всего" - объем поставленной продукции, показатели строк графы 12 равны сумме соответствующих строк граф 13, 14 и 15; в графе 16 "возврат поставщикам" - объем возвращенной продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами.
Факт представления обществом в управление деклараций об объемах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за первый квартал 2011 года с нарушением требований Порядка заполнения деклараций судом установлен и подтвержден материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона запрещается искажение декларации об объеме производства и оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.
Статья 15.13 Кодекса устанавливает административную ответственность должностных и юридических лиц, в том числе за включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных.
Обществу вменено совершение правонарушения в связи с представлением административному органу деклараций с заведомо искаженными данными.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В отношении юридических лиц Кодекс формы вины (статья 2.2) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В постановлении административного органа указано, что общество имело возможность в связи с наличием у него учетных документов на алкогольную продукцию, программного обеспечения для формирования и представления деклараций включить в декларации верные данные.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности общество могло осуществить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на участников указанного рынка, однако не выполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Административный орган при выяснении причин и условий совершения правонарушения установил, что общество было способно предвидеть наступление негативных последствий внесения в декларации ложной информации.
Выводы административного органа о наличии в действиях общества вины и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса, соответствуют материалам дела.
Доводы подателя апелляционной жалобы о недоказанности административным органом наличия умысла у общества в отражении в декларации неверных сведений не подлежит удовлетворению, поскольку материалами дела не подтверждено отсутствие у общества возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доводы общества о том, что виновным лицом в совершении административного правонарушения является исключительно должностное лицо, главный бухгалтер Китаева Н.Н., был оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Суд верно указал, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица, не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 Кодекса).
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден (т. 1 л.д. 37,38).
Рассмотрев вопрос о малозначительности совершенного обществом правонарушения, суд не нашел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
С учетом вышеизложенного оснований дл отмены оспариваемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.12.2011 по делу N А79-4470/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В отношении юридических лиц Кодекс формы вины (статья 2.2) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
...
Выводы административного органа о наличии в действиях общества вины и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса, соответствуют материалам дела.
...
Суд верно указал, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица, не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 Кодекса).
...
Рассмотрев вопрос о малозначительности совершенного обществом правонарушения, суд не нашел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А79-4470/2011
Истец: ООО "ПродТорг"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Китаева Наталия Николаевна, Китаева Ниталия Николаевна, Советский районный суд г. Нижний Новгород, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алькогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу г. Нижний Новгород
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2215/12
24.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5105/11
16.12.2011 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4470/11
16.12.2011 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4470/11
21.09.2011 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5105/11