г. Красноярск |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А33-9352/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" февраля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Габдрахмановой С.И., представителя по доверенности от 23.10.2010,
от ответчиков: Гак Ю.М., представителя по доверенности от 26.12.2011 (Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края), от 21.11.2011 (администрация Емельяновского района Красноярского края),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Могутнова Анатолия Михайловича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" ноября 2011 года по делу N А33-9352/2011, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Могутнов Анатолий Михайлович, ОГРН 304241116800043, ИНН 241100777040 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к администрации Емельяновского района Красноярского края, к управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения путем издания акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:090102:0260, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А"; обязании администрации Емельяновского района Красноярского края издать акт органа местного самоуправления о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:090102:0260, указать в акте вид разрешенного использования "для строительства склада стройматериалов"; обязании администрации Емельяновского района Красноярского края выдать акт органа местного самоуправления о внесении изменений в вид разрешенного использования на земельный участок с кадастровым номером 24:11:090102:0260 предпринимателю для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Определением от 15 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. Определением от 19 октября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции необоснованно не применил при разрешении спора положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Судом не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Устава Емельяновского района Красноярского края Солонцовский сельсовет входит в состав муниципального образования Емельяновского района.
Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края представило возражения на апелляционную жалобу, в которых не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 22.12.2011 им направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 22.05.2009 N 705 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Могутнову A.M. под строительство склада стройматериалов в п. Солонцы" утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 21.07.2008 Могутнову А.М. под склад стройматериалов в п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", площадь участка 1703 кв.м., в том числе 1703 кв.м. земель населенных пунктов (производственная зона) Солонцовского сельсовета.
Указанное постановление от 22.05.2009 N 705 отменено постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 22.10.2009 N2115.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.05.2010 по делу N А33-19169/2009 постановление от 22.10.2009 N2115, принятое администрацией Емельяновского района Красноярского края, об отмене постановления главы Емельяновского района от 22.05.2009 N 705 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Могутнову А.М. под строительство склада стройматериалов в п. Солонцы" признано недействительным. Арбитражный суд обязал администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 24:11:090102:0260, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", площадью 1703 кв.м для строительства.
Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 25.05.2010 по делу N А33-19169/2009 администрация Емельяновского района Красноярского края приняла постановление от 15.09.2010 N 3081 о предоставлении предпринимателю земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1703 кв.м, с кадастровым номером 24:11:09 0102:0260, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, участок 11 "А", с видом разрешенного использования - для размещения пилорамы сроком на пять лет.
Предприниматель обратился к администрации Емельяновского района Красноярского края с заявлением от 09.11.2010 о внесении изменений в постановление от 15.09.2010 N 3081 путем указания в преамбуле статьи 32 вместо статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, цели предоставления земельного участка "для строительства склада стройматериалов" вместо цели "для размещения пилорамы".
В письме от 25.11.2010 N 2010 администрация Емельяновского района Красноярского края отказала во внесении изменений, указав, что определение в преамбуле статьи, на основании которой издается распорядительный акт, является исключительной компетенцией администрации, а цель использования земельного участка "для размещения пилорамы" указана в соответствии с уникальными характеристиками испрашиваемого земельного участка, отраженными в представленном кадастровом паспорте.
Предприниматель 14.12.2010 повторно обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида "для размещения пилорамы" на вид "для строительства склада стройматериалов".
Заявителем 09.03.2011 получена выписка из протокола заседания градостроительной комиссии администрации Емельяновского района Красноярского края от 22.12.2010, из которой следует, что изменить вид разрешенного использования невозможно, поскольку права на земельный участок не зарегистрированы.
Предприниматель 30.05.2011 обратился в администрацию Солонцовского сельсовета с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:09 0102:0260 с вида "для размещения пилорамы" на вид "для строительства склада стройматериалов".
Письмом от 08.09.2011 N 277 администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края сообщила заявителю о невозможности издания распорядительного акта о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, указав, что земельный участок находится в ведении Емельяновского района Красноярского края.
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 09.06.2011 N 1515 "О внесении изменений в постановление администрации Емельяновского района от 15.09.2010 N 3081" изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с вида "для размещения пилорамы" на вид "для строительства".
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 28.09.2011 N 523 назначены публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:090102:260 на вид "для строительства склада стройматериалов". Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края 17.10.2011 признала состоявшимися публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 25.10.2011 N 614 "Об изменении вида разрешенного использования" изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка "для размещения пилорамы" на вид разрешенного использования "для строительства склада стройматериалов".
Предприниматель оспорил в судебном порядке бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, ссылаясь на наличие оснований и соответствующих полномочий у администрации Емельяновского района Красноярского края для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В настоящем деле заявлено требование о признании недействительным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края и управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:090102:260, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А".
Суд первой инстанции правильно указал на соблюдение заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением, поскольку выписка из протокола заседания градостроительной комиссии администрации Емельяновского района Красноярского края от 22.12.2010 получена заявителем 09.03.2011, в Арбитражный суд Красноярского края предприниматель обратился 08.06.2011.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту оспариваемых действий (бездействия), нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории сельского поселения, относится к полномочиям органов местного самоуправления этого поселения, а не муниципального района, в состав которого входит поселение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пунктом 70 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, на основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений по утверждению правил землепользования и застройки поселений. К полномочиям муниципальных районов в данной области отнесено утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что изменение вида разрешенного использования определяется в градостроительном регламенте, утверждаемом в составе правил землепользования и застройки органом местного самоуправления поселения, суд апелляционной инстанции считает, что в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории сельского поселения, относится к полномочиям органов местного самоуправления этого поселения, а не муниципального района, в состав которого входит поселение.
Следовательно, администрацией Емельяновского района Красноярского края и управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края не допущено незаконное бездействие в виде непринятия решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку принятие такого решения не входит в их компетенцию.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является общей нормой по отношению к специальным нормам Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующим полномочия органов местного самоуправления по определению вида разрешенного использования земельного участка на территории поселения.
Суд первой инстанции обоснованно указал на неприменение к рассматриваемым правоотношениям пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая наличие специальных норм, регулирующих вопросы изменения вида разрешенного использования земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судом первой инстанции пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является несостоятельным.
Те обстоятельства, что администрация Емельяновского района Красноярского края распоряжается спорным земельным участком, в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Устава Емельяновского района Красноярского края Солонцовский сельсовет входит в состав муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, не означают наличие у ответчика полномочий на принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края принято постановление от 25.10.2011 N 614 "Об изменении вида разрешенного использования", которым изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка "для размещения пилорамы" на вид разрешенного использования "для строительства склада стройматериалов".
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления предпринимателя отсутствуют.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2011 года по делу N А33-9352/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
...
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является общей нормой по отношению к специальным нормам Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующим полномочия органов местного самоуправления по определению вида разрешенного использования земельного участка на территории поселения.
Суд первой инстанции обоснованно указал на неприменение к рассматриваемым правоотношениям пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая наличие специальных норм, регулирующих вопросы изменения вида разрешенного использования земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судом первой инстанции пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является несостоятельным."
Номер дела в первой инстанции: А33-9352/2011
Истец: ИП Могутнов А. М.
Ответчик: Администрация Емельяновского района Красноярского края, Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края
Третье лицо: Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, администрация Солонцовского сельсовета КК, УЗИОиА администрации Емельяновского района КК, ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю