г. Саратов |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А12-19518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Афониной Е.О.,
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Волгоградской области (г.Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" декабря 2011 года по делу N А12-19518/2011 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИЛП" (Волгоградская область, р.п. Городище)
к Главному государственному инспектору по пожарному надзору Городищенского района Волгоградской области Павлову И.Ф. (Волгоградская область, р.п. Городище),
заинтересованные лица:
прокуратура Городищенского района Волгоградской области (Волгоградская область, р.п.Городище),
Отделение надзорной деятельности по Городищенскому району Волгоградской области Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области (Волгоградская область, р.п.Городище),
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области (г. Волгоград),
о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2011 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИЛП" (далее - заявитель, общество, ООО "ИЛП") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Городищенского района Волгоградской области Павлова И.Ф. (далее - административный орган) от 14.10.2011 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Отделение надзорной деятельности по Городищенскому району Волгоградской области Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, прокуратура Городищенского района Волгоградской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "19" декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Прокуратура, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "ИЛП" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Городищенского района Волгоградской области совместно с ОНД по Городищенскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности ООО "ИЛП", в ходе которой выявлены нарушения требований пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 НПБ 110-03, подробно отраженных в акте проверки от 22.09.2011.
13.10.2011 Прокуратурой принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
14.10.2011 административным органом принято постановление по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество, считая постановление административного органа незаконным, обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершённого заявителем деяния, поскольку до вынесения судом решения общество подтвердило факт устранения нарушения Правил пожарной безопасности, и отменил в связи с этим постановление административного органа. При этом суд первой инстанции пришёл к выводу, что выявленные административным органом нарушения правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации здания обществом подтверждаются материалами дела. Наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, доказано.
Апелляционный суд считает выводы суда неправомерными по следующим основаниям.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены ППБ 01-03.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 14 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03) определено, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении к НПБ 110-03.
Административным органом установлено и не опровергается материалами дела, что при эксплуатации ООО "ИПЛ" мотель "Надежда", расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, ул.Дорожников, д.1 "г" допущены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно в гостиничных номерах с 1 по 10 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в нарушении пункта 3 ППБ 01-03 НПБ 110-03
Следовательно, в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом, судом первой инстанции установлено, что до вынесения судом решения общество подтвердило факт устранения нарушения Правил пожарной безопасности (договоры на монтаж и наладку по установке автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, акты готовности зданий и сооружений к производству монтажных работ от 17.10.2011, ведомости смонтированных приемно-контрольных приборов, сигнально-пусковых устройств, извещателей, оповещателей, технических средств пожарной сигнализации, акты освидетельствования скрытых работ от 19.10.2011, акты измерения сопротивления изоляции электропроводок от 20.10.2011, акты об окончании монтажных работ от 19.10.2011, акты об окончании пусконаладочных работ от 21.10.2011, акты о приемке технических средств систем пожарной сигнализации в эксплуатацию от 21.10.2011, акт о проведении входного контроля).
С учетом установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции посчитал возможным применить малозначительность к совершенному обществом правонарушению.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления N10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
Оценив доказательства, имеющиеся в деле, с учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия, не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Отменяя решение в части выводов о малозначительности правонарушения, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку нарушения правил пожарной безопасности, выявленные на объекте защиты, могли повлечь угрозу жизни и здоровью людей, то в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что нарушения, выявленные административным органом, были устранены только на момент вынесения решения судом первой инстанции, а не на момент принятия постановления о привлечении к административной ответственности.
На момент принятия административным органом постановления о привлечении общества к административной ответственности нарушения заявителем устранены не были.
То есть общество не приняло все зависящие от него и достаточные меры для соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области пожарной безопасности, и предотвращения правонарушения.
Ссылка суда первой инстанции на принятые заявителем меры, к устранению нарушений установленных административным органом до принятия решения судом по данному делу отклоняется судом апелляционной инстанции как не свидетельствующая о незаконности обжалованного постановления административного органа.
Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Суд апелляционной инстанции, с учетом характера правонарушения, совершенного ООО "ИПЛ", приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Штраф определен административным органом с учетом конкретных обстоятельств выявленного правонарушения в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба Прокуратуры - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" декабря 2011 года по делу N А12-19518/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ИЛП" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИЛП" к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным органом установлено и не опровергается материалами дела, что при эксплуатации ООО "ИПЛ" мотель "Надежда", расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, ул.Дорожников, д.1 "г" допущены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно в гостиничных номерах с 1 по 10 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в нарушении пункта 3 ППБ 01-03 НПБ 110-03
Следовательно, в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
...
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
Оценив доказательства, имеющиеся в деле, с учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Суд апелляционной инстанции, с учетом характера правонарушения, совершенного ООО "ИПЛ", приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Штраф определен административным органом с учетом конкретных обстоятельств выявленного правонарушения в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А12-19518/2011
Истец: ООО "ИЛП"
Ответчик: Главный государственный инспектор по пожарному надзору Городищенского района Волгоградской области Павлов И. Ф., ОНД по Городищенскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: ГУ МЧС РФ по Волгоградской области, ООО "ИЛП", Прокуратура Волгоградской области, Прокуратура Городищенского района Волгоградской области, ОНД по Городищенскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области