г. Владимир |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А43-12223/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.02.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосети" (ИНН 5256070704, ОГРН 1075256006462, г. Нижний Новгород, ул. Г.Поющева, д.13А) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2011 по делу N А43-12223/2011, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосети" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе от 26.05.2011 N 000426.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе - Тузов С.В. по доверенности от 29.12.2011 N 114.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосети" (далее - общество, ООО "Энергосети") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе от 26.05.2011 по делу об административном правонарушении N 000426 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Нижегородской области, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а также не доказанными имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными.
Общество указывает, что согласно принятому судом во внимание протоколу проведения замеров температуры горячей воды от 31.03.2011 N 30 отбор проб горячей воды проводился в подвале жилого дома в 2 метрах от внутренней стены, то есть не в границах ответственности ООО "Энергосети", замеры температуры горячей воды в границах эксплуатационной ответственности ООО "Энергосети" не проводились, что подтверждается материалами дела.
Вывод суда о том, что обществом не было предпринято всех зависящих от него и исчерпывающих мер для соблюдения действовавших санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, считает необоснованным. Обращает внимание на тот факт, что ООО "Энергосети" неоднократно направляло письма администрации г. Нижнего Новгорода о необходимости разработки схемы теплоснабжения г. Нижнего Новгорода. Поскольку схемы теплоснабжения до настоящего времени не разработаны и не утверждены в установленном порядке, создание новых источников тепловой энергии необходимых для подогрева горячей воды в существующей системе теплоснабжения не представляется возможным.
Общество явку в судебное заседание представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный орган в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал на необоснованность ее доводов, просил оставить решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки на основании протокола замеров температуры горячей воды от 31.03.2011 N 30 (л.д. 26), составленного филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода, Богородском районе", выявлено нарушение обществом как организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей горячего водоснабжения, действующих санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в части несоответствия температуры питьевой горячей воды требованиям пункта 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм (2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения") (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно: в подвале многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Дружаева г. Нижнего Новгорода в двух метрах от внутренней стены дома, от границы эксплуатационной ответственности между ООО "Наш Дом" и ООО "Энергосети" 31.03.2011 в 10 час. 30 мин. температура горячей воды составила 54,0 °С при нормативе не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
По факту выявленных нарушений должностным лицом управления в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса полномочий, 18.05.2011 в отношении ООО "Энергосети" составлен протокол об административном правонарушении N 000426.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса, главный государственный санитарный врач по Автозаводскому, Ленинскому районам города Нижнего Новгорода и Богородскому району 26.05.2011 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 000426 о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Посчитав неправомерным указанное постановление, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании статей 1.6, 2.1, 6.5 Кодекса, статей 1, 11, 19, пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, Строительных норм и правил СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация здания", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189, пришел к выводу о доказанности вменяемого состава правонарушения. Не установив оснований для признания вменяемого правонарушения в качестве малозначительного, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Статья 6.5 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон N52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; и направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункты 1.1, 1.2, 2.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пунктам 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C, в их числе Legionella Pneumophila; температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергосети" в соответствии с договором от 09.12.2008 N 367/08 является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, в связи с чем осуществляет эксплуатацию на основании договора аренды муниципального имущества от 23.11.2010 N 03.191.А тех сетей горячего водоснабжения, где выявлено несоответствие температуры горячей воды гигиеническим требованиям.
Следовательно, общество как исполнитель услуг несет ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Принимая решение, суд установил, что согласно условиям, предусмотренным пунктом 3.2.1 договора от 09.12.2008 N 367/08, общество обеспечивает передачу принятой в свою сеть энергии на горячее водоснабжение от точек приема в точки передачи абонентам заказчика, то есть ЗАО "Волгаэнергосбыт".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей N 04105013 между ООО "Наш Дом" и ООО "Энергосети" границей раздела ответственности сетей СЦГВ является наружная граница стены многоквартирного дома, где проведение замеров температуры воды технически невозможно.
Прибор учета на границе эксплуатационной ответственности между обществом и ООО "Наш Дом" по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Дружаева,5, отсутствует, что обществом не опровергнуто.
Возражений относительно места проведения замеров у представителя общества, присутствующего при проведении замеров, не было, о чем свидетельствует протокол от 31.03.2011 N 30 (л.д. 26).
Опровергая доводы общества, суд верно указал, что теплопотери на участке трубопровода горячего водоснабжения, проходящем в 2 метрах от внутренний стены многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Дружаева г. Нижнего Новгорода, минимальны, поскольку на всем протяжении указанных 2 метров трубопровод находится в исправном состоянии с ненарушенной теплоизоляцией, о чем свидетельствуют данные паспорта готовности жилого дома к работе в зимних условиях 2010 - 2011 годов (л.д. 60-62).
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что при определении таким образом места проведения замеров протокол замеров температуры горячей воды содержит допустимые достоверные сведения.
Таким образом, нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 на момент проведения проверки надлежащим образом подтверждено протоколом проведения замеров температуры воды от 31.03.2011 N 30 (л.д. 26). Следовательно, общество, осуществляя эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения, не соблюдает требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы общества о том, что эксплуатируемые им тепловые сети представляют собой закрытую систему теплоснабжения, в связи с чем общество не может контролировать температуру поступающей воды, неправомерен, поскольку согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными в сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.
Как следует из письма ЗАО "Волгаэнергосбыт", сбытовой организации, осуществляющей деятельность по реализации энергоресурсов потребителям, с приложенным к нему отчету о часовых параметрах теплоснабжения за 31.03.2011 (л.д. 66-67) теплопотери, приведшие к подаче теплоносителя на вводе в спорный дом, произошли на сетях сетевой организации ООО "Энергосети".
Со ссылкой на часть 2 статьи 2.1 Кодекса, пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд первой инстанции правомерно отклонил доводы об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Доказательства, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом санитарно-эпидемиологических требований, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества о малозначительности правонарушения оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, приняв во внимание все обстоятельства данного спора, пришел к обоснованному выводу об отсутствии возможности освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса.
Оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении вынесены уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, административным органом не нарушен.
Привлечение в данном деле к административной ответственности в виде штрафа в размере 21 000 рублей правомерно.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, не опровергают вывода суда о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2011 по делу N А43-12223/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон N52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
...
Со ссылкой на часть 2 статьи 2.1 Кодекса, пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд первой инстанции правомерно отклонил доводы об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении.
...
Суд первой инстанции, приняв во внимание все обстоятельства данного спора, пришел к обоснованному выводу об отсутствии возможности освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса.
Оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении вынесены уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, административным органом не нарушен."
Номер дела в первой инстанции: А43-12223/2011
Истец: ООО "Энергосети", ООО Энергосети г. Н.Новгород
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сферен защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородсклй области в Автозаводском, Ленинском районах г. Н. Новгорода,Богородском районе
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-474/12