г. Вологда |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А66-5925/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "КоГорТА" Крылова И.В. по доверенности от 01.07.2011 N 4, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Карсаковой И.В. по доверенности от 06.04.2011 N 15, от Комитета по управлению имуществом Тверской области Львова В.А. по доверенности от 27.12.2011 N 15849-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КоГорТА" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2011 года по делу N А66-5925/2011 (судья Романова Е.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "КоГорТА" (ОГРН 1026900535210, далее - общество; ООО "КоГорТА") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление, управление Росреестра), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата по Тверской области" (далее - учреждение, ФБУ "Кадастровая палата по Тверской области") о признании незаконными действий, выразившихся в сформировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости (32 849 005 рублей 46 копеек) земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200027:0026, площадью 3608, 50 кв.м, расположенного по адресу: город Тверь, проспект Победы, дом 53а, а также об удельном показателе кадастровой стоимости, составляющем 9103 рубля 23 копейки за квадратный метр и возложении обязанности исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - общество с ограниченной ответственностью "Когорта-Авто" (далее - ООО "Когорта-Авто"), Комитет по управлению имуществом Тверской области (в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 13.09.2011 N 35-пп "О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области" комитет переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2011 года по делу N А66-5925/2011 в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "КоГорТА" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 07.10.2010.
Отзывы на жалобу от ответчиков и третьих лиц не поступили.
Учреждение и ООО "Когорта-Авто" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей ООО "КоГорТА", управления и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 69: 40:0200027:26, площадью 3608,5 кв.м, расположенный по адресу: город Тверь, проспект Победы, дом 53а, на основании постановления администрации города Твери от 14.06.2002 N 1455 отнесен к категории "земли поселений".
Указанный земельный участок на 01.07.2007 имел вид разрешенного использования "под мастерскую и гаражи".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 16.04.2007 N 754 обществу предоставлен названый земельный участок в аренду под объектом недвижимого имущества.
На основании заявления ООО "КоГорТа" распоряжением от 25.07.2007 N 1117 "О внесении изменений в распоряжение Комитета по управления имуществом Тверской области от 16.04.2007 N 754" вид разрешенного использования земельного участка изменен с "под мастерскую и гаражи" на "под автостоянку и автосервис, под мастерскую и гаражи".
В период с 2007 по 2008 годы на территории Тверской области проводились работы по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Результаты данной оценки утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - постановление от 30.12.2008 N 503-па).
Согласно постановлению N 503-па земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200027:26 отнесен к 3 группе вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", с удельным показателем кадастровой стоимости (далее - УПКС) в размере 3830 рублей 46 копеек за кв.м и кадастровой стоимостью - 13 822 214 рублей 91 копейки.
В результате проверки экономических характеристик по вышеназванному земельному участку управлением Росреестра выявлена техническая ошибка, а именно УПКС не соответствует виду разрешенного использования.
В связи с исправлением выявленного несоответствия земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200027:26 отнесен к 5 группе вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" с УПКС в размере 9103 рублей 23 копеек и кадастровой стоимостью - 32 849 005 рублей 46 копеек.
Указанные сведения нашли свое отражение в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
Общество, полагая незаконными действия управления и учреждения, выразившихся в формировании в ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и об УПКС, обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - постановление от 08.04.2000 N 316) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки), в соответствии с которыми организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
Пунктом 2.6.4 Методических указаний N 39 предусмотрено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
В силу пунктов 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложены проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составлению отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 на территории Тверской области в 2007 - 2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, определены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Типовым перечнем, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень).
На основании представления управления Роснедвижимости администрация Тверской области постановлением от 30.12.2008 N 503-па утвердила результаты кадастровой оценки земель.
К 3 группе Типового перечня разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, состав вида - земельные участки гаражей (индивидуальных кооперативных) для хранения индивидуального транспорта, земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
К 5 группе Типового перечня отнесены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В состав вида входят в том числе земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Из материалов настоящего дела следует, что при утверждении результатов кадастровой оценки земель постановлением от 30.12.2008 N 503-па не учтено, что у земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200027:26 на основании распоряжения от 25.07.2007 N 1117 изменился вид разрешенного использования.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N 222)
В соответствии с пунктом 2.1.16 Методических указаний N 222 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной или индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В рассматриваемом случае при наличии распоряжения от 25.06.2007 N 1117, оспариваемые сведения, внесенные в ГКН, являются технической ошибкой.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы произведено исправление технической ошибки, земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200027:26 отнесен к 5 группе вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" с УПКС в размере 9103 рублей 23 копеек и кадастровой стоимостью - 32 849 005 рублей 46 копеек.
Не принимается во внимание ссылка подателя жалобы на незаконность акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного руководителем управления Росреестра 07.10.2010, так как он не является документом, на основании которого внесены сведения в ГКН.
Каких - либо нарушений действующего законодательства, приведших к формированию в ГКН недостоверных сведений о спорном земельном участке, органами кадастрового учета не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении требований.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "КоГорТА" отказано, расходы по госпошлине с управления Росреестра и ФБУ "Кадастровая палата по Тверской области" в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2011 года по делу N А66-5925/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КоГорТА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
...
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ)."
Номер дела в первой инстанции: А66-5925/2011
Истец: ООО "Когорта"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тверской области, ООО "Когорта-Авто"
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8209/11