г. Киров |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А82-11204/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.12.2011 по делу N А82-11204/2011, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (ИНН: 7624003679, ОГРН: 1027601114144)
к индивидуальному предпринимателю Кукушкину Олегу Сергеевичу
(ИНН: 762400765206, ОГРН: 310761009500024),
о взыскании 767,85 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к индивидуальному предпринимателю Кукушкину Олегу Сергеевичу (далее - Предприниматель) о взыскании 767,85 руб. финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.12.2011 с Предпринимателя взысканы финансовые санкции в размере 200 руб.
Управление с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. принято с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.
Управление указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о представлении Предпринимателем сведений 15.04.2011, поскольку Предприниматель вообще не представлял такие сведения. Непосредственно 15.04.2011 расчет был составлен сотрудником Управления.
Тот факт, что Кукушкин О.С. был зарегистрирован в качестве предпринимателя в 2010 и впервые привлекается к ответственности, по мнению Управления, также не является основанием для снижения финансовых санкций, заявленных Управлением к взысканию.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что при решении вопроса о снижении финансовых санкций суду первой инстанции не следовало руководствоваться статьями 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность должен регулироваться Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, в связи с чем, заявитель жалобы настаивает, что смягчающих вину обстоятельств в данном случае не имеется.
Предприниматель отзыв на жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2011 Управлением проведена проверка представления Предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, результаты которой зафиксированы в акте N 2011/00011, в котором отражено, что необходимые сведения в установленный законом срок Предприниматель не представил.
14.07.2011 Управлением было вынесено решение о привлечении Предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 в виде штрафа в размере 767,85 руб.
01.08.2011 Управлением в адрес Предпринимателя направлено требование с предложением добровольно в срок до 20.08.2011 уплатить начисленные финансовые санкции в размере 767,85 руб.
Поскольку Предприниматель в добровольном порядке требование от 01.08.2011 не исполнил, Управление обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", признав наличие смягчающих вину обстоятельств, взыскал с Предпринимателя финансовые санкции в размере 200 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) Предприниматель зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ Предприниматель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) Предприниматель предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Стоимость страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов для указанной категории страхователей (застрахованных), определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз.
При этом, если государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя произведена после начала очередного расчетного периода, каковым является календарный год, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (статья 13 Закона N 212-ФЗ).
Положениями Закона N 212-ФЗ регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, Предпринимателем в установленный законом срок (01.03.2011) не были представлены сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, в связи с чем, он был привлечен к ответственности на основании пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от суммы причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В данном случае суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что Предприниматель в срок обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнил, и к нему обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в качестве индивидуального предпринимателя Кукушкин О.С. был зарегистрирован в апреле 2010, правонарушение Предпринимателем совершено впервые.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 04.07.2011 о привлечении Предпринимателя к ответственности Управление вообще не отразило вопрос о наличии (отсутствии) каких-либо смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств.
Отклоняется ссылка Управления на письмо от 03.11.2010, приложенное к апелляционной жалобе, в котором, как указывает заявитель жалобы, Предпринимателю сообщалось о необходимости по истечении отчетного периода представить необходимые сведения, так как данный документ суду первой инстанции не представлялся, а также не представлены доказательства вручения указанного письма ИП КукушкинуО.С.
Довод Управления о необоснованном указании в решении судом первой инстанции на несвоевременное представление Предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, тогда как такого рода сведения Предпринимателем вообще не были представлены, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку неверная ссылка суда первой инстанции на нарушение срока представления спорных сведений не привела к принятию незаконного решения, т.к. обстоятельства, признанные судом первой инстанции в качестве обстоятельств, смягчающих вину, объективно существовали и при допущенном Предпринимателем нарушении в виде непредставления необходимых сведений.
Судом апелляционной инстанции принимается довод Управления о том, что вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушения суду первой инстанции следовало разрешать, руководствуясь Законом N 212-ФЗ, однако, в данном случае арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что ошибочная ссылка суда первой инстанции на статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации не привела к принятию неправильного решения.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.12.2011 по делу N А82-11204/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (ИНН: 7624003679, ОГРН: 1027601114144) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями Закона N 212-ФЗ регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
...
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, Предпринимателем в установленный законом срок (01.03.2011) не были представлены сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, в связи с чем, он был привлечен к ответственности на основании пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от суммы причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
...
Судом апелляционной инстанции принимается довод Управления о том, что вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушения суду первой инстанции следовало разрешать, руководствуясь Законом N 212-ФЗ, однако, в данном случае арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что ошибочная ссылка суда первой инстанции на статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации не привела к принятию неправильного решения."
Номер дела в первой инстанции: А82-11204/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области
Ответчик: ИП Кукушкин Олег Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-776/12