г. Ессентуки |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А63-5380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Баканова А.П., Егорченко И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Кипкеевым Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2011 по делу N А63-5380/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАНС" (далее по тексту - общество, ИНН 2636022885, ОГРН 1022601967497) и индивидуального предпринимателя Мкртчяна В.А. (ИНН 263500413037, ОГРН 311265116100391)
к администрации г. Ставрополя (далее по тексту - администрация, ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901),
о признании отказа администрации от 23.03.2011 в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022307:18, площадью 69 кв.м., на котором расположены здания, строения, сооружения незаконным;
обязании уполномоченный орган подготовить проект договора аренды и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора,
с участием третьего лица: комитета градостроительства администрации г. Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Мкртчяна В.А.: представитель Халатян Г.К. (по доверенности),
от общества: представитель Халатян Г.К. (по доверенности),
от администрации: представитель Гуторова И.В. (по доверенности),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество и индивидуальный предприниматель Мкртчян В.А. (далее по тексту - предприниматель) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании отказа от 23.03.2011 в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022307:18, площадью 69 кв.м., на котором расположены здания, строения, сооружения незаконным; об обязании уполномоченный орган подготовить проект договора аренды и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2011 заявленные требования общества и предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Судом признан незаконным отказ администрации в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022307:18, площадью 69 кв. м., от 23.03.2011 на котором расположены здания, строения, сооружения. Одновременно, суд обязал администрацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить земельный участок с кадастровым номером 26:12:0223 07:18 в аренду обществу и предпринимателю, а также обеспечить подготовку и направление в установленном законом порядке проекта договора аренды земельного участка в адрес общества и предпринимателя с предложением о заключении договора.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный
акт.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
От Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил решение суда от 18.11.2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества и предпринимателя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации N 3228 от 06.12.1996 между администрацией в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения N 67 от 27.02.1997, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 69 кв. м. с кадастровым номером 26:12:022307:0018, в том числе зданиями и сооружениями занято 22 кв. м., для установки торговых киосков площадью 4,25 кв. м. под киоском по продаже абон.талонов, 4,25 кв. м. - мастерская по ремонту часов и 13,5 кв. м. под торговый киоск.
27.03.2001 регистрационной палатой Ставропольского края осуществлена государственная регистрация договора.
Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя N 273 от 14.05.1998 утверждены акты комиссии о принятии в эксплуатацию торгово-бытовых помещений общества, расположенных по пр. К. Маркса, остановка "Рынок-1", квартал N 46: литера А, литера Б. Одновременно, указанным постановлением предприятию технической инвентаризации предписано зарегистрировать право собственности на объекты.
На основании постановления N 273 от 14.05.1998 обществу выдано регистрационное удостоверение от 08.06.1998 N 213 о государственной регистрации права собственности на литеры А и Б.
27.02.2001 между обществом (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателю нежилое помещение N 1 в строении литера Б, находящееся по пр. К. Маркса, остановка "Рынок-1", в квартале N 46 г. Ставрополя, а покупатель обязуется принять и оплатить определенную денежную сумму.
Согласно пункту 3 данного договора строение в целом (литера Б), площадью 5,2 кв. м. состоит из помещений N 1 часовой мастерской площадью 2,4 кв.м., N 2 торгового помещения площадью 2,8 кв.м.
27.03.2001 в установленном законом порядке, осуществлена государственная регистрация договора купли-продажи.
02.11.2005 администрацией обществу выдано разрешение на строительство N 2/909-с на выполнение работ по реконструкции торгового павильона литера А в составе остановочного павильона, сроком до 31.03.2006.
21.11.2005 обществом получено разрешение N 2/954-Э на ввод объекта в эксплуатацию, согласно которому предъявленный к вводу в эксплуатацию объект капитального строительства выполнен в полном объеме в соответствии с разрешением на
строительство и соответствует кадастровому плану земельного участка.
10.03.2006 на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от 14.05.1998, постановления администрации Октябрьского района г. Ставрополя N 273 от 14.05.1998, а также разрешения N 2/954-Э от 21.11.2005 зарегистрировано право собственности на нежилое строение - торговое, литера А, площадью 22 кв.м., расположенное в квартале N 46 на остановке "Рынок N 1", по пр. К. Маркса в г. Ставрополе (свидетельство о государственной регистрации права N 26-26-12/035/2005-1027).
02.11.2005 предпринимателем получено разрешение N 2/908-С на выполнение работ по реконструкции часовой мастерской литера Б в составе остановочного павильона, сроком действия до 31.03.2006.
21.11.2005 предпринимателю выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 2/955-Э. Право собственности на указанный объект зарегистрировано 10.03.2006.
29.03.2010 общество и предприниматель обратились в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022307:18, площадью 69 кв.м. по пр. К. Маркса, на территории остановочного павильона "Рынок-1", в квартале N 46, под объектами недвижимости, принадлежащими заявителям на праве собственности.
Однако, 23.03.2011 администрацией выдано предпринимателю уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов на предоставление в аренду спорного земельного участка.
Полагая отказ незаконным, предприниматель и общество обратились с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества и предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным как несоответствующий статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные выводы суда первой инстанции сделаны с неправильным применением норм земельного законодательства, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в виду следующего.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, к числу которых относиться деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован правилами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке подачи заявления в орган местного самоуправления, который в двухнедельный срок принимает решение исполнительного органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка (статьи 9, 10, 11, 29, пункты 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г. Ставрополя, утвержденного постановлением главы г. Ставрополя N 1999 от 21.08.2008, перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок их приема и подготовки документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены Порядком приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением главы г. Ставрополя, и утвержденным в соответствии с ним Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставление земельных участков для установки стационарных объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на территории г. Ставрополя в соответствии с перечнем стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории г. Ставрополя, утвержденным постановлением главы г. Ставрополя.
Согласно Перечню стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории г. Ставрополя, утвержденному постановлением главы г. Ставрополя "Об упорядочении размещения стационарных объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Ставрополя" N 4810 от 29.11.2005, на территории г. Ставрополя разрешается размещать стационарные объекты мелкорозничной торговой сети - павильоны, киоски, соответствующие установленным законодательством градостроительным, санитарным и гигиеническим, противопожарным нормам, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно пункту 18.4 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением главы администрации г. Ставрополя N 691 от 10.09.2009, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются: отрицательное градостроительное заключение; отрицательное заключение комиссии по охране зеленых насаждений; отрицательное заключение комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя; отрицательное заключение администрации соответствующего района г. Ставрополя об информировании населения; заключение комитета градостроительства администрации г. Ставрополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории; поступление иных заявлений от лиц, желающих приобрести указанный в информационном сообщении земельный участок, в случаях, установленных законодательством; отрицательное заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение); отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края; отрицательное заключение ГИБДД; непредставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда заявителю стало известно о необходимости представления таких документов; обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.
Таким образом, согласно регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, оформление документов для целей не связанных со строительством, включающее подготовку постановления главы г. Ставрополя о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством в аренду и подготовка договора аренды земельного участка осуществляется при наличии всех необходимых документов и согласований.
Из материалов дела следует, что предметом договора аренды от 27.02.1997 является земельный участок общей площадью 69 кв. м. с кадастровым номером 26:12:022307:0018, в том числе зданиями и сооружениями занято 22 кв. м., для установки торговых киосков площадью 4,25 кв. м. под киоском по продаже абон.талонов, 4,25 кв. м. мастерская по ремонту часов и 13,5 кв. м. под торговый киоск.
При этом, в ходе подготовки документов, администрацией установлено, что первоначально испрашиваемый земельный участок предоставлялся для целей не связанных со строительством - временные торговые павильоны в составе остановочного комплекса. Кроме того, отвод земельного участка осуществлен за границей линии застройки, в пределах красной линии.
В силу пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Анализ названных норм позволяет сделать вывод о том, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача собственнику недвижимости земельного участка в аренду исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
При передаче в аренду земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор, что противоречит правовому режиму земель общего пользования.
Следовательно, собственнику объекта недвижимости не может быть предоставлен в аренду необходимый для его использования земельный участок, сформированный за счет территории общего пользования.
При рассмотрении заявления общества и предпринимателя администрацией установлено, что принадлежащие им на праве собственности объекты капитального строительства расположены на территории общего пользования, а именно остановочного павильона "Рынок-1".
Таким образом, подлежит отклонению вывод суда первой инстанции о необходимости применения к спорным отношениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2011 по делу N А63-5380/2011 и принятию, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу нового судебного акта.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2011 по делу N А63-5380/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ДАНС" и индивидуального предпринимателя Мкртчяна В.А. отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
А.П.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке подачи заявления в орган местного самоуправления, который в двухнедельный срок принимает решение исполнительного органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка (статьи 9, 10, 11, 29, пункты 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
В силу пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
...
При рассмотрении заявления общества и предпринимателя администрацией установлено, что принадлежащие им на праве собственности объекты капитального строительства расположены на территории общего пользования, а именно остановочного павильона "Рынок-1".
Таким образом, подлежит отклонению вывод суда первой инстанции о необходимости применения к спорным отношениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А63-5380/2011
Истец: ИП Мкртчян Владимир Аванесович, Мкртчан Владимир Аванесович, ООО "Данс"
Ответчик: Администрация города Ставрополя
Третье лицо: Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования администрации города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13824/12
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13824/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2904/12
20.02.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-88/12