г. Тула |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А23-4106/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (248600, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, д. 24/50, ОГРН 1026700922555, ИНН 6725000810): Сергеева О.И. - заместитель начальника по доверенности от 01.08.2011 N 86,
от Единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" для размещения государственных заказов (248600, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, д. 24/50): Сергеева О.И. - заместитель начальника по доверенности от 21.10.2011 N 1-5831,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (248000, г. Калуга, пл. Старый Торг, д. 5, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620): Логашев А.А. - заместитель руководителя - начальник отдела по доверенности от 29.12.2011 N 66д, Магер А.А. - заместитель начальника отдела по доверенности от 30.12.2011 N 65д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 06 декабря 2011 года по делу N А23-4106/2011 (судья Носова М.А.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства") и Единая комиссия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" для размещения государственных заказов (далее - Единая комиссия для размещения государственных заказов) обратились в Арбитражный суд Калужской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС по Калужской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 22.06.2011.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2011 дело N А23-3320/2011 и дело N А23-4106/2011 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство с присвоением N А23-4106/2011.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, УФАС по Калужской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Оспаривая решение Арбитражного суда Калужской области, заявитель жалобы указывает, что судом исследовался протокол N 43-Э рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на бумажном носителе, а не протокол N 43-Э, размещенный на официальном сайте. Вместе с тем, для установления участниками размещения заказа, каким именно требованиям документации не соответствуют их заявки, имеет значение именно протокол, размещенный на официальном сайте, поскольку к протоколам рассмотрения заявок на бумажном носителе участники размещения заказа не имеют доступа. В протоколе, размещенном на официальном сайте, было указано на несоответствие заявок требованиям, установленным документацией, а именно: первая часть заявки не содержит конкретных технических характеристик, используемого при производстве работ товара, между тем данная формулировка не позволяет участникам установить, какие именно конкретные технические характеристики не были указаны в заявке. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что наличие либо отсутствие согласия в заявках, не может служить основанием для признания решения и предписания незаконными, поскольку в решении антимонопольного органа не содержится утверждения об отсутствии согласия участников размещения заказа на выполнение работ.
Законность и обоснованность решения от 06.12.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Калужской области поступила жалоба ООО "АСВ Строй" на действия Единой комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" при рассмотрении заявок по отказу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт моста через реку Ольшанка на 385+200 км автомобильной дороги А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню, на Витебск) в Смоленской области.
По результатам рассмотрения указанной жалобы, УФАС по Калужской области признала ее необоснованной, указав, что заявка ООО "АСВ Строй" правомерно признана несоответствующей требованиям аукционной документации - пункт 1 решения от 22.06.2011.
При этом комиссия Калужского УФАС России, исследовав протокол N 43-Э от 03.06.2011 о рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0337100016511000036, пришла к выводу, что протокол не содержит указаний на положения аукционной документации, которым не соответствуют заявки N 1, N 2, N 3.
По результатам проведенного исследования антимонопольным органом было принято решение от 22.06.2011, которым действия Единой комиссии признаны нарушающими требования части 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Кроме того, УФАС по Калужской области вынесло предписание от 22.06.2011 об устранении выявленных нарушений путем внесения в протокол N 43-Э рассмотрения первых частей заявок от 03.06.2011 обоснование об отказе в допуске участников аукциона с указанием на положения документации об открытом аукционе в электронной форме.
Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа в части результатов внеплановой проверки и предписанием, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" и Единая комиссия для размещения государственных заказов обратились в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными решения в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 22.06.2011.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 49.1 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Как следует из представленного в материалы дела протокола Единой комиссии от 03.06.2011 N 43-Э рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0337100016511000036 следует, что по окончании срока подачи заявок подано три заявки от участников с порядковыми номерами 1, 2, 3 - пункт 5 протокола.
Единая комиссия, рассмотрев первые части заявок, приняла решение об отказе в допуске данных заявок с указанием на несоответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, раздела 1 - первые части заявок не содержат конкретных технических характеристик используемого при производстве работ товара, соответствующего техническим характеристикам товара, установленным техническим заданием (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме), и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в техническом задании (приложение N3 к документации об аукционе в электронной форме) указание на товарный знак используемого товара - пункт 6.1 протокола.
Как следует из требований к содержанию и составу заявки, установленных в документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту моста через реку Ольшанка на 385+200 км автомобильной дороги А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню, на Витебск) в Смоленской области, заявка должна состоять из двух частей: первая часть заявки должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а так же конкретные технические характеристики используемого при производстве работ товара, соответствующие техническим характеристикам товаров, установленным Техническим заданием (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме), и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в Техническом задании (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме) указания на товарный знак используемого товара - раздел 1 документации.
Из буквального прочтения текста протокола Единой комиссии следует, что заявки N 1, N 2, N 3 не соответствуют разделу 1 аукционной документации в части отсутствия конкретных технических характеристик используемого при производстве работ товара.
Анализ текстов заявок N 1, N 2 и N 3, подтверждает, что они не соответствуют разделу 1 - первой части заявки, так как не содержат конкретных технических характеристик используемого при производстве работ товара, как того требует приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме - техническое задание.
Кроме того, антимонопольным органом в решении от 22.06.2011 в пункте 3 его установочной части указано, что нарушение выразилось в том, что в протоколе N 43-Э от 03.06.2011 отсутствуют указания на аукционную документацию, других каких либо иных указаний не имеется, при этом вывод сделан только из текста названного протокола, а так же то, что, отклоняя жалобу участника N 1 по основаниям, что заявка отклонена правомерно, так как не содержит конкретных показателей предлагаемого для использования при выполнении работ товара, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований у антимонопольного органа для вывода о нарушении Единой комиссией части 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Довод апелляционной жалобы о том, что указание в протоколе, размещенном на официальном сайте, на несоответствие заявок требованиям, установленным документацией, а именно: первая часть заявки не содержит конкретных технических характеристик, используемого при производстве работ товара, не позволяет участникам установить, какие именно конкретные технические характеристики не были указаны в заявке, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Как следует из материалов дела, аукцион проводился в электронной форме.
По смыслу части 1 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
В разделе 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии со ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 и инструкция по ее заполнению" Документации об открытом аукционе указано на то, что первая часть заявки должна содержать, в частности, конкретные технические характеристики используемого при производстве работ товара, соответствующие техническим характеристикам товаров, установленным Техническим заданием (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме), и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в Техническом задании (приложение N 3 к документации об аукционе в электронной форме) указания на товарный знак используемого товара - раздел 1 документации.
Протокол N 43-Э от 03.06.2011 содержит указание на не соответствие поданных заявок разделу 1 аукционной документации, требующему указания на конкретные технические характеристики используемого при производстве работ товара.
Кроме того, необходимо отметить, что после размещения протокола Единой комиссии от 03.06.2011 N 43-Э размещение заказа по электронному аукциону N 0337100016511000036 автоматически перешло в состояние завершено, что подтверждается журналом событий на портале закупок в разделе дата и время события 03.06.2011 в 23:53.
Заказчик - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" 08.06.2011 опубликовал извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0337100016511000048 с тем же предметом на ремонт моста через реку Ольшанка на 385+200 км автомобильной дороги А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню, на Витебск) в Смоленской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие либо отсутствие согласия в заявках, не может служить основанием для признания решения и предписания незаконными, поскольку в решении антимонопольного органа не содержится утверждения об отсутствии согласия участников размещения заказа на выполнение работ, не может быть принят во внимание в силу следующего.
В судебном заседании суда первой инстанции 29.11.2011 было проведено процессуальное действие по осмотру кабинета заказчика ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" на электронной площадке по заказу N 0337100016511000036 посредством технических средств с использованием ключа электронной цифровой подписи, вход осуществляла обладатель сертификата ключа подписи Серова Елена Борисовна.
В ходе осмотра установлено, что штатный интерфейс электронной площадки предусматривает оформление согласия участника размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.
Претензий от электронной площадки по оформлению заявок N 1, N 2 и N 3 в части оформления их согласий не имелось, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии согласий в заявках N 1, N 2 и N 3, оформленных в штатном интерфейсе электронной площадки.
При этом исследование вышеуказанных обстоятельств судом первой инстанции не свидетельствует о том, что решение и предписание антимонопольного органа были признаны незаконными на основании отсутствия согласия участников размещения заказа на выполнение работ.
Основанием для отмены решения и предписания антимонопольного органа явилось отсутствии нарушений в действиях Единой комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" положений части 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 06 декабря 2011 года по делу N А23-4106/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу части 1 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг."
Номер дела в первой инстанции: А23-4106/2011
Истец: Единая комиссия Федерального казенного Учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального Дорожного агентства", Единая комиссия ФКУ Управления автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального Дорожного агентства, ФГУ Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства, Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального Дорожного агентства", Федеральное казённое учреждение "Управление авттоомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-192/12