г. Пермь |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А60-46684/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая компания") (ОГРН 1036604397697, ИНН 6672151040): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области) (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2011 года
по делу N А60-46684/2011,
принятое судьей С.В. Плюсниной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области:
об оспаривании постановления о привлечения к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая компания" (далее по тексту ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее по тексту Управление, антимонопольный орган) от 24.10.2011 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 29 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Управлением отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления контроля за экономической концентрацией, антимонопольным органом направлены запросы (исх. N 6133 от 07.07.2011, N 7795 от 18.08.2011) в адрес ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания".
Из поступившей информации Управлением установлено, что 01.11.2011 на основании договора N 6 от 01.11.2010 была осуществлена сделка по приобретению ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания" прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа ООО "Турбаза "Солнечный камень".
Непредставление в антимонопольный орган ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки по приобретению ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания" прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа ООО "Турбаза "Солнечный камень" послужило основанием для возбуждения в отношении ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания" дела об административном производстве, о чем 19.09.2011 Управлением вынесено определение (л.д.59).
По результатам проведения административного расследования Управлением 11.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 24.10.2011 антимонопольным органом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб. (л.д. 12-19, 36-39).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.
Согласно п. 21 ст. 4 Закона о защите конкуренции экономическая концентрация - это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки по приобретению лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в одну группу лиц на дату осуществления сделки - 01.11.2010 с ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания" по признаку, указанному в п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, входит ООО "Немезида инвест", которое приказом Управления от 17.04.2009 N 157 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В силу п.3 ч.1 ст.32 Закона о защите конкуренции в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, или уведомления антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 30 и 31 настоящего Федерального закона, в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются: лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о защите конкуренции лица, указанные в пунктах 1-3 ч. 1 данной статьи, представляют в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции сделки, иные действия, указанные в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением об их осуществлении, при соблюдении в совокупности следующих условий: сделки, иные действия, указанные в статьях 27-29 настоящего Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц; перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий; перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
Факт непредставления Обществом в антимонопольный орган ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки по приобретению 01.11.2010 на основании договора от 01.11.2010 N 6 ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания" прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа ООО "турбаза "Солнечный камень", установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению и могут быть ограничены в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом данных правовых норм и Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, свидетельствующих об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре хозяйствующих субъектов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установленные фактические обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества в допущении административного правонарушения, квалифицируемое ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку, имея возможность для соблюдения требований ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, ЗАО "Евро-Азиатская Управляющая компания" вообще не предпринимало никаких мер по их соблюдению.
В опровержение доводов жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что вопрос вины исследован административным органом при рассмотрении дела и отражен в оспариваемом постановлении.
Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства заявителем материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку обстоятельствам дела, указывающим на то, что ООО "Евро-Азиатская Управляющая Компания", ОАО "Грант Авеню Отель", ЗАО "Континент" составляют одну группу лиц и действуют в одном интересе, что подтверждается Перечнем лиц, входящих в одну группу лиц с ООО "Евро-Азиатская Управляющая Компания", в который согласно п.12 раздела 1 включено ООО "Немезида инвест" (приложение к письму Общества от 02.09.2011 N 48) (л.д.73-77).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы приводились также обществом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, они были предметом исследования и оценки Управлением ФАС по Свердловской области, что нашло отражение в постановлении о назначении административного наказания по делу N 29 от 24.10.2011 г..
Таким образом, административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 33-34, 40, 50, 59-63, 66-69).
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания вмененного правонарушения малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, Обществу подлежит возврату государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная по платежному поручению N 7 от 12.01.2012 г..
Руководствуясь ст. ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2011 года по делу N А60-46684/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатская Управляющая Компания" из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 (две тысячи) руб., ошибочно уплаченную платежным поручение N 7 от 12.01.2012 г..
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом данных правовых норм и Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, свидетельствующих об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре хозяйствующих субъектов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установленные фактические обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества в допущении административного правонарушения, квалифицируемое ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку, имея возможность для соблюдения требований ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, ЗАО "Евро-Азиатская Управляющая компания" вообще не предпринимало никаких мер по их соблюдению.
...
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы приводились также обществом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, они были предметом исследования и оценки Управлением ФАС по Свердловской области, что нашло отражение в постановлении о назначении административного наказания по делу N 29 от 24.10.2011 г..
Таким образом, административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания вмененного правонарушения малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А60-46684/2011
Истец: ООО "Евро-Азиатская Управляющая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-895/12