г. Владивосток |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А51-19287/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Г. М. Грачёва, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от заявителя - Боброва О.Л., удостоверение N 66, доверенность от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012
от предпринимателя - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
апелляционное производство N 05АП-300/2012
на решение от 08.12.2011
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-19287/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
к ИП Костенко Татьяне Игоревне
о взыскании 1.039,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю Костенко Татьяне Игоревне о взыскании финансовых санкций в размере 1.039,20 руб. за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 08.12.2011 в удовлетворении требований фонда отказано.
Суд мотивировал свое решение тем, что у взыскателя не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку он не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы пенсионный фонд указывает, что в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, должно представлять персональные сведения и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. К другим сведениям относятся сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1) и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2).
Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" индивидуальные предприниматели отнесены к страхователям, соответственно к ним применяются финансовые санкции как к страхователям, установленные ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме.
ИП Костенко Т.И. в судебное заседание не явилась, письменный отзыв в материалы дела не направила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем коллегия на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу фонда в отсутствие предпринимателя.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.02.2012 по 29.02.2012, после окончания которого судебное разбирательство было продолжено.
Исследовав материалы дела, коллегия установила.
Костенко Татьяна Игоревна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20.03.2008 ИФНС по г.Находке Приморского края, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 308250808000028.
В результате проведения заявителем проверки по вопросу представления индивидуальных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", установлено, что предприниматель несвоевременно представил сведения о работающих застрахованных лицах за 2010 год. Данное нарушение отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 26.07.2011 N 419, полученном лично Костенко Т.И. 26.07.2011.
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края от 16.08.2011 N 419 предприниматель привлечен к ответственности по п. 3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в размере 1.039,20 руб.
09.09.2011 в адрес предпринимателя было направлено требование N 419 от 08.09.2011, в котором ответчику было предложено в срок до 26.09.2011 уплатить указанную сумму штрафа в добровольном порядке.
Неисполнение предпринимателем требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 14 и 15 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ от 01.04.1996) устанавливаются права и обязанности застрахованного лица и страхователя, в том числе обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона от N 27-ФЗ 01.04.1996 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из абз.3 ст.1 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
В силу ст.1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Федеральный закон N 27-ФЗ в пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилию, имя, отчество, фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи этих документов; гражданство.
Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, действующей с 01.01.2011, предусмотрена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, представлять в пенсионный фонд сведения, необходимые для назначения трудовой пенсии, за неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности законом предусмотрена ответственность.
До 01.01.2011 были предусмотрены обязанность представления и ответственность за неисполнение или за несвоевременное исполнение этой обязанности, а срок представления сведений установлен не был, что исключало возможность привлечения индивидуальных предпринимателей к такой ответственности.
С введением Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ после 01.01.2011 в п. 5 ст. 11 Федерального закона N27-ФЗ срока для представления таких сведений при наличии установленной законом обязанности представлять сведения и установленной законом ответственности за неисполнение или за несвоевременное исполнение этой обязанности, привлечение к ответственности стало возможным.
Поскольку срок представления (до 1 марта года, следующего за календарным) установлен 01.01.2011, до наступления крайней даты представления сведений за 2010 год, а к наступлению 01.03.2011 срок представления сведений был установлен законодателем, обязанность представления сведений и ответственность также были предусмотрены.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 не установлен, а ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения индивидуального учета возложена только на страхователя, является ошибочным.
Вместе с тем, данный вывод суда не привел к принятию неправильного решения в силу следующего.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что обязательным основанием привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, является наличие состава правонарушения, необходимым составляющим элементом которого является субъект правонарушения.
Из материалов дела коллегией установлено, что в соответствии с актом N 419 от 26.07.2011 и вынесенным на его основании решением N419 от 16.08.2011 индивидуальный предприниматель Костенко Т.И. привлечена к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у нее застрахованном лице в установленный срок, т.е. за невыполнение обязанностей страхователя.
Однако как следует из справок формы СЗВ-6-1 от 26.07.2011 и формы АДВ-6-2 от 26.07.2011, а также расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленных ИП Костенко Т.И. в орган Пенсионного фонда 26.07.2011, в качестве застрахованного лица указан только предприниматель, сведений об иных застрахованных лицах, состоящих с ответчиком в трудовых отношениях, не представлено, то есть предприниматель представил сведения персонифицированного учета на себя как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы.
Таким образом, в рассматриваемом случае Пенсионный фонд не представил доказательств наличия застрахованных лиц, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору у Костенко Т.И., в связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом N 27-ФЗ, не относится.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что оснований для привлечения ИП Костенко Т.И. к ответственности как страхователя за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице у Пенсионного фонда не было, то есть в действиях ответчика отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.
В силу ст. 1 указанного закона предприниматель является застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Сведения о начисленных и уплаченных индивидуальным предпринимателем за себя страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже по форме N СЗВ-6-1 действительно были представлены с нарушением установленного п. 5 ст. 11 Федерального Закона N 27-ФЗ срока - 26.07.2011.
Однако, данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя о взыскании с ответчика финансовых санкций в сумме 1.039,2 руб., поскольку предприниматель как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, к ответственности не привлекался.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не устанавливает порядок оформления результатов проверки и процедуру привлечения к ответственности, однако, поскольку данный закон также регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, то применительно процедуре привлечения к ответственности следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Из положений пунктов 6, 9 ст. 39 Федерального Закона N 212-ФЗ и пунктов 4, 6, 7 Требований к составлению акта выездной проверки (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов") следует, что и в акте и в решении должно быть указано какое конкретно правонарушение было выявлено, какие нормы законодательства были нарушены, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, за которое конкретной нормой права установлена ответственность.
Как уже указывалось выше, из акта N 419 от 26.07.2011 и вынесенного на его основании решения N 419 от 16.08.2011 следует, что ИП Костенко Т.И. привлечена к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у неё застрахованном лице.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении ИП Костенко Т.И. как лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, органом Пенсионного фонда не составлялся и предприниматель к ответственности за данное нарушение не привлекалась.
Поскольку оснований для взыскания штрафа, наложенного на ответчика как страхователя за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице, нет, в связи с недоказанностью органом Пенсионного фонда наличия у индивидуального предпринимателя Костенко Т.И. работников, а к ответственности как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, ответчик не привлекался, коллегия считает, что требования Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению.
Кроме того, коллегия апелляционной инстанции считает, что в любом случае основания для взыскания с предпринимателя штрафа на момент рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют в силу следующего.
Так, Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности п. 5 ст. 11, предусматривающий обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, утратил силу.
Таким образом, обязанность по представлению, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя с 01.01.2012 устранена. Соответственно, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих сведений нет оснований и для привлечения к ответственности.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба рассматривается коллегией уже после вступления с 01.01.2012 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, которыми устранена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять на себя сведения персонифицированного учета, основания для взыскания с ответчика штрафных санкций, хоть и наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, но фактически не исполненных, отсутствуют.
При таких обстоятельства у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2011 по делу N А51-19287/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении ИП Костенко Т.И. как лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, органом Пенсионного фонда не составлялся и предприниматель к ответственности за данное нарушение не привлекалась.
...
Так, Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности п. 5 ст. 11, предусматривающий обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, утратил силу.
...
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
...
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба рассматривается коллегией уже после вступления с 01.01.2012 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, которыми устранена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять на себя сведения персонифицированного учета, основания для взыскания с ответчика штрафных санкций, хоть и наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, но фактически не исполненных, отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А51-19287/2011
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ИП Костенко Татьяна Игоревна
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-300/12