г. Москва |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А40-93400/11-147-815 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум- Р" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2011 г.. по делу N А40-93400/11-147-815, судьи Дейна Н.В.,
по заявлению ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (Краснодарский край, г.Новороссийск, Приморский округ, Морской терминал)
к Росприроднадзору (123995, г.Москва, ул. Б.Грузинская, д. 4/6)
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лобов А.А. по дов. от 13.11.2010 г.., Матюхин Р.И. по дов. от 10.10.2011 г..;
от ответчика: Орлова А.А. по дов. от 12.10.2011 г..; Арсентьева В.В. по дов. от 27.01.2011 г..;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Росприроднадзора (далее - административный орган) от 13.05.2011 г.. N 03-02/08-2011-10п.
Решением от 22.11.2011 г.. суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание соответствует водоохранному законодательству.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и удовлетворить заявленные требования.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнении приказов N 154 от 22.03.2011 г.., N 178 от 30.03.2011 г.., в период с 01 апреля по 13 мая 2011 г.. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования была проведена проверка соблюдения обществом требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе указанных мероприятий проверяющими были выявлены нарушения п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса. РФ, на основании чего был составлен акт N 03-02/08-2011 А.
На основании акта от 13.05.2011 г.. N 03-02/08-2011-А Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" выдано предписание N 03-02/08-2011-10П, которым предписано в срок до 01.08.2011 г.. организовать и вести мониторинг поверхностных вод в местах пересечения нефтепроводом водных объектов, а именно: р.Большой Ашулук, ер.Грязный, р.Ахтуба, ильмень без названия, ильмень без названия, р.Хора, ер.Песчаный, ер.Мушкатор, ер.Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер.Малый Щучий, ерик без названия, ер.Попов, ер.Курбатый, ер.Ички-Барча Астраханской области в соответствии с требованиями водного законодательства РФ, в срок до 08.08.2011 г.. представить отчет о выполнении предписания в центральный аппарат Росприроднадзора и копию в управление Росприроднадзора по Астраханской области.
Указанное предписание послужило основанием для обращения ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с гл. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2004 г.. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "КТК-Р" решением от 18.09.2007 г..
Структура управления нефтепроводной системы ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" включает в себя ряд территориальных подразделений, действующих без образования юридического лица. На территории Российской Федерации расположены следующие территориальные подразделения ЗАО "КТК-Р": Центральный регион ЗАО"КТК-Р" (Астраханская область, республика Калмыкия, Западный регион ЗАО "КТК-Р" (Краснодарский край, Ставропольский край), Морской терминал (Краснодарский край, г.Новороссийск).
В состав Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области входит, в том числе, линейная часть трубопровода протяженностью 222 км (километровые отметки 452 - 674 км).
Участок эксплуатируемой нефтепроводной системы Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области общей протяженностью 26 км проходит через Волго - Ахтубинскую пойму.
На данном участке нефтепровод имеет 20 переходов через 17 водных объектов (данные по периоду межени): р.Большой Ашулук - 547 км; ер.Грязный - 548,67- 548,72км; р.Ахтуба - 548,93-549,07км; ильмень без названия - 549,55-549,66км; ильмень без названия - 549,77-549,81км; р.Хора - 550,10-550,19км; ер.Песчаный - 550,95-550,97км, 551,95-551,97км, 552,67-552,69км; ер.Мушкатор - 555,66-555,68км; ер.Щучий - 556,456-556,48км; 560,18-560,21км; ерик без названия - 557,65-557,70км; ильмень Фадеевский - 558,68-558,70км; ер.Малый Щучий-561,45-561,47 ерик без названия - 564,35-564,45км; ер.Попов - 566,38-566,44км; р.Волга - 567,97-568,70км; ер.Курбатый - 571,13-571,20км; ер.Ички-Барча - 572,50-572,55км.
Согласно п.5 ч.2 ст.39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
При этом, проверкой, проведенной Росприроднадзором в период с 01 апреля по 13 мая 2011 года, установлено, что ЗАО "КТК-Р" не проводит мониторинг поверхностных вод в местах пересечения нефтепроводом водных объектов : р.Большой Ашулук, ер.Грязный, р.Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер.Песчаный, ер.Мушкатор, ер.Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер.Малый, ер.Попов, ер.Курбатый, ер.Ички-Барча.
Ссылки заявителя на тот факт, что Общество не является водопользователем, в связи с чем, не обязано проводить мониторинг водных объектов судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно п.8 ст. 1 Водного кодекса РФ водопользователем является физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Физические, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно требованиям статей 46, 91 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 года N 167-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ 1995 года) водные объекты предоставляются в пользование, а права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Общество имеет лицензию на водопользование поверхностных водных объектов от 30 сентября 2004 г.. серия ACT N 00930 ТРИБК сроком действия до 30.09.2011 г.., на основании которой, а также на основании заключенного с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Астраханской области договора от 30.09.2004 г.. ЗАО "КТК-Р" использует для эксплуатации подводных сооружений акваторию (общей площадью 0,758 кв.м.) вышеуказанных водных объектов.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм до истечения срока действия лицензии от 30 сентября 2004 г.. серия ACT N 00930 ТРИБК Общество является водопользователем водных объектов : р.Большой Ашулук, ер.Грязный, р.Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер.Песчаный, ер.Мушкатор, ер.Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер.Малый, ер.Попов, ер.Курбатый, ер.Ички-Барча, р.Волга в местах пересечения нефтепроводом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал предписание Росприроднадзора N 03-02/08-2011-10П от 13.05.2011 г.. соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно не принял ссылку заявителя на решение от 09.08.2011 г.. по делу N А06-39319/2011 Арбитражного суда Астраханской области, поскольку постановление Росприроднадзора по Астраханской области от 06.06.2011 г.. N 146 о привлечении организации к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ отменено в связи с нарушением порядка проведения проверки.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влекущих отмену решения, а дают иную оценку собранным по делу доказательствам, которым была дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2011 г.. по делу N А40-93400/11-147-815 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям статей 46, 91 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 года N 167-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ 1995 года) водные объекты предоставляются в пользование, а права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Общество имеет лицензию на водопользование поверхностных водных объектов от 30 сентября 2004 г.. серия ACT N 00930 ТРИБК сроком действия до 30.09.2011 г.., на основании которой, а также на основании заключенного с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Астраханской области договора от 30.09.2004 г.. ЗАО "КТК-Р" использует для эксплуатации подводных сооружений акваторию (общей площадью 0,758 кв.м.) вышеуказанных водных объектов.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм до истечения срока действия лицензии от 30 сентября 2004 г.. серия ACT N 00930 ТРИБК Общество является водопользователем водных объектов : р.Большой Ашулук, ер.Грязный, р.Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер.Песчаный, ер.Мушкатор, ер.Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер.Малый, ер.Попов, ер.Курбатый, ер.Ички-Барча, р.Волга в местах пересечения нефтепроводом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал предписание Росприроднадзора N 03-02/08-2011-10П от 13.05.2011 г.. соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно не принял ссылку заявителя на решение от 09.08.2011 г.. по делу N А06-39319/2011 Арбитражного суда Астраханской области, поскольку постановление Росприроднадзора по Астраханской области от 06.06.2011 г.. N 146 о привлечении организации к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ отменено в связи с нарушением порядка проведения проверки."
Номер дела в первой инстанции: А40-93400/11-147-815
Истец: ЗАО"Каспийский трубопроводный консорциум - Р"
Ответчик: Росприроднадзор
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-889/12