г. Москва |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А40-99841/11-138-811 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сазоновой Е.А.,
судей: Лящевского И.С., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2011
по делу N А40-99841/11-138-811 судьи Шустиковой С.Н.,
по иску МУП "Горводоканал"
(ОГРН 1022700524637, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 24) к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19),
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явка, извещен
от ответчика: не явка, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось МУП "Горводоканал" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в размере 684.511 руб. 65 коп. в порядке субсидиарной ответственности.
Истец мотивирует свои требования тем, что в порядке ст.ст. 120, 399 ГК РФ, ответчик несет субсидиарную ответственность ввиду отсутствием у основного должника денежных средств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2011 г.. по делу N А40-99841/11-138-811 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным.
В частности заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истцом не соблюден установленный законодательством порядок обращения к субсидиарному должнику.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2010 г. по делу А73-1809/2010 с Федерального государственного учреждения "Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации в пользу МУП "Горводоканал" взыскана задолженность в размере 1.041.164 руб. 56 коп. за водопотребление и водоотведение, а также расходы по госпошлине в размере 5000 рублей.
Во исполнение данного решения выдан исполнительный лист АС N 001780733, который был принят на исполнение Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю, однако указанный исполнительный лист не был исполнен в связи с отсутствием у должника денежных средств, что подтверждается полученным уведомлением отделения Федерального казначейства N 03-24/394 от 12.05.2011 г..
26.05.2011 г.. исполнительный лист АС N 001780733 был возвращен без исполнения Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в адрес МУП "Горводоканал".
Учитывая установленные по делу обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности, в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно установил, что при недостаточности денежных средств у учреждения, сумма задолженности подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России в соответствии со ст. 120 ГК РФ.
Более того, согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с п. 1,2 Положения о Минобороны РФ данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными силами РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Согласно подпункту 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г.. N 1082. Минобороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств Федерального государственного учреждения "Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, ссылка заявителя жалобы на то, что истцом не соблюден установленный законодательством порядок обращения к субсидиарному должнику, противоречит установленным по делу обстоятельствам, ввиду чего признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2011 по делу N А40-99841/11-138-811 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно установил, что при недостаточности денежных средств у учреждения, сумма задолженности подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России в соответствии со ст. 120 ГК РФ.
Более того, согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
...
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Согласно подпункту 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г.. N 1082. Минобороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств Федерального государственного учреждения "Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А40-99841/11-138-811
Истец: МУП "Горводоканал"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1864/12