г. Хабаровск |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А04-1551/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр": Кирильчик Алексей Сергеевич, представитель по доверенности от 17.01.2012;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Можейко Виктория Андреевна, представитель по доверенности от 30.12.2011.N 25;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области на решение от 19.12.2011 по делу N А04-1551/2011 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Москаленко И.А.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС, административный орган) от 01.04.2011 N А-77/2011 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 19.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Оспариваемое постановления отменено, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу, что оно свидетельствует о повторном привлечении ФГУП "РТРС" к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, административный орган заявил апелляционную жалобу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Амурского УФАС, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований ФГУП "РТРС".
ФГУП "РТРС" в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 18.05.2007 N 140 ФГУП "РТРС" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ и передаче дополнительной информации превышает 50 процентов на территории Российской Федерации.
Согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области от 24.03.2010 N 05-03/472 на территории г. Благовещенска деятельность по передаче и распространению электронных средств массовой информации осуществляет ФГУП "РТРС". При этом у ООО "Арт-Город", ООО "Телерадиокомпания "5канал", МУ "Информационное агентство "Город", отсутствует возможность в получении услуг связи для целей эфирного вещания у иных хозяйствующих субъектов, кроме ФГУП "РТРС".
По рассмотрению заявления ООО "Арт-Город" от 23.12.2009 об осуществлении мероприятия по государственному контролю в отношении "Амурского ОРТПЦ" филиала ФГУП "РТРС" в части соблюдения Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" при оказании услуг по распространению телепрограмм и обязать руководство Амурского ОРТПЦ заключить договор с ООО "АРТ-Город", как потребителем услуг, подлежащим обязательному обслуживанию, Амурским УФАС возбуждено дело N А-10/312010 и создана комиссия для его рассмотрения.
Предписанием от 27.04.2010 N 46 ФГУП "РТРС" указано о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решением Амурского УФАС от 11.05.2010 по делу N А-10/312010 ФГУП "РТРС" признано нарушившим требования пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся:
в установлении монопольно высоких цен на услугу по распространению телепрограмм, оказываемую ООО "Арт-Город", ООО "Телерадиокомпания "5канал", МУ "Информационное агентство "Город" на 5 частотном канале с использованием телевизионной передающей радиостанции мощностью 5 кВт "АТРС 5/0,5;
в необоснованном установлении различных цен на услугу по распространению телепрограмм, оказываемую ООО "Арт-Город", ООО "Телерадиокомпания "5 канал", МУ "Информационное агентство "Город" на 5 частотном канале с использованием телевизионной передающей радиостанции мощностью 5 кВт "АТРС 5/0,5;
в создании дискриминационных условий посредством установления различных цен на услугу по распространению телепрограмм, оказываемую ООО "Арт-Город", ООО "Телерадиокомпания "5 канал", МУ "Информационное агентство "Город" на 5 частотном канале с использованием телевизионной передающей радиостанции мощностью 5 кВт "АТРС 5/0,5".
Определением Амурского УФАС от 01.03.2011 в отношении ФГУП "РТРС" возбуждено дело об административном правонарушении N А- 77/2011, назначено административное расследование.
По результатам административного расследования по фактам нарушения ФГУП "РТРС" требований пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (выразившееся в установлении различных цен на услугу по распространению телепрограмм и в создании дискриминационных условий осуществления деятельности), в присутствии законных представителей О.Ю. Овцина и Е.В. Ковалева 18.03.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 63, правонарушение квалифицировано по статье 14.31 КоАП РФ.
Постановлением Амурского УФАС от 01.04.2011 N А-77/2011, вынесенным в присутствие законного представителя О.Ю. Овциным (получено 01.04.2011), ФГУП "РТРС" в лице Амурского филиала признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ФГУП "РТРС" обжаловала его в суд, который, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 Кодекса.
В силу пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание дискриминационных условий.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N А-77/2011 в отношении ФГУП "РТРС" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, послужило решение Амурского УФАС от 11.05.2010 по делу N А-10/312010, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Данное решение Амурского УФАС оспорено в судебном порядке. Решением суда первой инстанции от 13.05.2011 по делу N А04-2637/2010, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2011, в удовлетворении заявления ФГУП "РТРС" о признании недействительным решения Амурского УФАС от 27.04.2010 по делу N А-10/312010 и предписания N 46 от 27.04.2010 судом отказано.
С учетом статьи 69 АПК РФ факт нарушения заявителем требований пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не требует дополнительного доказывания при рассмотрении настоящего другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Тождество составов административных правонарушений определяется по их элементам (объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне).
Судом установлено, что постановлением Амурского УФАС от 01.04.2011 по делу N А-76/2011 ФГУП "РТРС" в лице Амурского филиала признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей. Постановлением назначена административная ответственность за нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на услугу по распространению телепрограмм, оказываемую ООО "Арт-Город", ООО "Телерадиокомпания "5канал", МУ "Информационное агентство "Город" на 5 частотном канале с использованием телевизионной передающей радиостанции мощностью 5 кВт "АТРС 5/0,5.
Решением Арбитражного суда Амурской области по делу А04-1552/2011, поддержанным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, ФГУП "РТРС" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Амурского УФАС от 01.04.2011 по делу N А-76/2011 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ.
Таким образом, по факту установления административным органом трех нарушений Закона о защите конкуренции (пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10) вынесено два постановления (N А-76/2011, А-77/2011) о привлечении ФГУП "РТРС" в лице Амурского филиала к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей за каждое.
Представленные в материалы дела документы свидетельствует о том, что элементы вмененных ФГУП "РТРС" административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ в постановлениях от 01.04.2011 по делу N А-76/2011 и от 01.04.2011 по делу N А-77/2011 одинаковы.
Объектом правонарушений являются отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие злоупотребление доминирующим положением.
Объективной стороной - противоправные действия, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением со стороны ФГУП "РТРС", в части совершения действий, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях и принятие в последующем оспариваемых постановлений N А-76/2011 и N А-77/2011, послужили противоправные действия ФГУП "РТРС" по установлению: монопольно высоких цен на услугу по распространению телепрограмм; различных цен на услугу по распространению телепрограмм; и по созданию дискриминационных условий посредством установления различных цен на услугу по распространению телепрограмм. Факт нарушения Закона о конкуренции установлен одним решением, в результате одной проверки.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В связи с чем, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отмене оспариваемого постановления, поскольку оно свидетельствует о повторном привлечении ФГУП "РТРС" к административной ответственности.
Доводы административного органа о самостоятельном составе административного правонарушения в результате различных действий, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признан им не состоятельным, поскольку установлены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц.
Поскольку в полном соответствии с имеющимися в деле доказательствами судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.12.2011 по делу N А04-1551/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Амурской области по делу А04-1552/2011, поддержанным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, ФГУП "РТРС" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Амурского УФАС от 01.04.2011 по делу N А-76/2011 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ.
Таким образом, по факту установления административным органом трех нарушений Закона о защите конкуренции (пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10) вынесено два постановления (N А-76/2011, А-77/2011) о привлечении ФГУП "РТРС" в лице Амурского филиала к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей за каждое.
Представленные в материалы дела документы свидетельствует о том, что элементы вмененных ФГУП "РТРС" административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ в постановлениях от 01.04.2011 по делу N А-76/2011 и от 01.04.2011 по делу N А-77/2011 одинаковы.
...
Основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях и принятие в последующем оспариваемых постановлений N А-76/2011 и N А-77/2011, послужили противоправные действия ФГУП "РТРС" по установлению: монопольно высоких цен на услугу по распространению телепрограмм; различных цен на услугу по распространению телепрограмм; и по созданию дискриминационных условий посредством установления различных цен на услугу по распространению телепрограмм. Факт нарушения Закона о конкуренции установлен одним решением, в результате одной проверки.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А04-1551/2011
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, УФАС по Амурской области