г. Тула |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А09-6339/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Трубчевского районного Совета народных депутатов
на решение Арбитражного суда Брянской области от 08 декабря 2011 года
по делу N А09-6339/2011 (судья Кулинич Е.И.), принятое
по заявлению Трубчевского районного Совета народных депутатов (242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул. Брянская, д. 59, ОГРН 1033212000909, ИНН 3252000124)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (241000, Брянская область, г. Брянск, ул. Дуки, д. 80, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811)
третьи лица: администрация Трубчевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Трубчевского муниципального района, Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ООО "Марс"
о признании незаконными решения от 05.08.2011 и предписания от 05.08.2011,
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: ООО "Марс" - Максимова В.В. - представителя по доверенности от 16.11.11, от др. третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Трубчевский районный Совет народных депутатов (далее - заявитель, Совет) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - ответчик, Управление, УФАС) о признании незаконными и отмене решения комиссии УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.08.2011 и признании Трубчевского районного Совета народных депутатов нарушившим требования п.п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; предписания комиссии УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.08.2011.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08 декабря 2011 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Совет народных депутатов подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района направила отзыв, в котором поддержала позицию заявителя, просила отменить решение суда первой инстанции. В отзывах ООО "Марс" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Трубчевского муниципального района просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "Марс", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в УФАС поступило заявление ООО "Марс" от 30.03.2011 с указанием на отказ администрации Трубчевского района предоставить в рамках реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилого помещения площадью 63,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Трубчевск, ул. Советская 44.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением установлено, что ООО "Марс" в адрес Администрации Трубчевского района направило заявление о предоставлении нежилого помещения площадью 63,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Трубчевск, ул. Советская 44, в собственность в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Администрация, рассмотрев заявление ООО "Марс", направила главе Трубчевского муниципального района письмо от 11.11.2010 N 1923, в котором просила рассмотреть на очередной сессии Трубчевского районного Совета народных депутатов вопрос об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Трубчевского муниципального района на 2011 год, в который под пунктом 4 было включено нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Трубчевск, ул.Советская 44.
Вместе с тем, согласно выписке из протокола заседания Совета от 24.12.2010 N 15, на заседании Трубчевского районного Совета народных депутатов данное помещение исключено из прогнозного плана приватизации.
Действия Совета, как уполномоченного органа на принятие решения о приватизации муниципального имущества, по исключению из прогнозного плана (программы) приватизации на 2011 год спорного помещения были признаны решением Управления от 05.08.2011 N 108 нарушившими подпункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Управлением выдано заявителю предписание от 05.08.2011 о прекращении в срок до 15.09.2011 нарушения подпункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту при реализации им преимущественного права на выкуп арендуемого муниципального имущества, а именно: совершить действия, направленные на реализацию ООО "Марс" преимущественного права на приобретение недвижимого муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Трубчевск, ул. Советская 44 (т. 1 л.д. 24).
Совет, не согласившись с указанным решением и предписанием УФАС, обжаловал их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение установленного срока; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 2.1, 3.1 Положения о порядке приватизации муниципального имущества Трубчевского муниципального района, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 29.09.2010 N 4-146 (далее - Положение о порядке приватизации), решения об условиях и порядке приватизации муниципального имущества принимаются районным Советом народных депутатов после представления Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Трубчевского района (далее - Комитет) согласованного с Главой администрации Трубчевского муниципального района проекта прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества.
Поскольку Комитет осуществляет только разработку проектов прогнозного плана приватизации муниципального имущества, решений об условиях приватизации, которые принимаются в соответствии с прогнозным планом, при этом на районный Совет возлагаются полномочия по утверждению данных правовых актов, вывод суда первой инстанции о наличии итоговых полномочий по приватизации муниципального имущества у Совета является правомерным, а довод апелляционной жалобы об осуществлении приватизации в целом Комитетом несостоятельным.
В апелляционной жалобе Совет указывает на то обстоятельство, что оценка спорного помещения проведена не была, вследствие чего не была установлена начальная цена муниципального имущества, планируемого к приватизации, таким образом, данное помещение не могло быть включено в прогнозный план приватизации.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод во внимание в силу того, что в проекте прогнозного плана приватизации муниципального имущества Трубчевского муниципального района на 2011 год начальная цена имущества для планируемых к продаже объектов была обозначена как "остаточная стоимость", имущество предлагалось к реализации по рыночной стоимости (д.л. 81-82 том 1) и только по 3-м объектам в проекте (п. 1,2,3) была указана рыночная цена.
При этом Трубчевский районный Совет народных депутатов утвердил план приватизации муниципального имущества на 2011 год решением от 24.12.2010 N 4-181, согласившись с остаточной ценой, предложенной Комитетом, указав ее в прогнозном плане "начальной ценой" на все 15 объектов приватизации, исключив только спорное помещение (л.д. 83-85 том 1), поскольку по поводу него имелся спор относительно законности его использования арендатором, но не определения стоимости.
Довод заявителя о незаключенности договора аренды от 31.08.2004 N 173, недоказанности факта нахождения имущества в муниципальной собственности судом апелляционной инстанции во внимание не принимается в силу следующего.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 15.06.2009, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда, установлен факт нахождения спорного имущества в аренде ООО "Марс" с 2004 года.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующих в деле.
Судом первой инстанции правомерно указано, что одновременно с регистрацией права на данный объект было установлено ограничение - аренда имущественного комплекса, зарегистрированная 06.10.2004 на 15 лет на основании договора аренды имущественного комплекса от 31.08.2004 N 173, который в настоящее время не расторгнут.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции Управление выдает органам местного самоуправления, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания.
При таких обстоятельствах, действия Совета, как уполномоченного органа на принятие решения о приватизации муниципального имущества, по исключению из прогнозного плана (программы) приватизации на 2011 год помещения, расположенного по адресу: г. Трубчевск, ул. Советская 44, правомерно были расценены УФАС как приведшие к нарушению требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и необоснованно препятствующими осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, а суд первой инстанции справедливо посчитал заявленные требования Совета о признании незаконными решения и предписания УФАС от 05.08.2011 не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08 декабря 2011 года по делу N А09-6339/2011оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующих в деле.
...
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции Управление выдает органам местного самоуправления, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания.
При таких обстоятельствах, действия Совета, как уполномоченного органа на принятие решения о приватизации муниципального имущества, по исключению из прогнозного плана (программы) приватизации на 2011 год помещения, расположенного по адресу: г. Трубчевск, ул. Советская 44, правомерно были расценены УФАС как приведшие к нарушению требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и необоснованно препятствующими осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, а суд первой инстанции справедливо посчитал заявленные требования Совета о признании незаконными решения и предписания УФАС от 05.08.2011 не подлежащими удовлетворению."
Номер дела в первой инстанции: А09-6339/2011
Истец: Трубчевский районный Совет народных депутатов
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
Третье лицо: Администрация Трубчевского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района, Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района, ООО " Марс", Управление Фед.службы гос.регистрации,кадастра и картографии по Брянской области, Леонов Н.Н