г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А56-12905/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю.
при участии:
от истца: представителя Соколова С.В. (доверенность от 10.01.2012)
от ответчика: представителя Серовой И.Ю. (доверенность от 10.01.2012 N 10)
от 3-го лица: представитель не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23419/2011) ЛОКП "Ленобллесхоз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2011 по делу N А56-12905/2011 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
к ЛОКП "Ленобллесхоз"
3-е лицо: Правительство Ленинградской области
о взыскании 26 802 812 руб.56 коп.
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному казенному предприятию "Ленобллесхоз" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз", ответчик, ОГРН 1084703000766, адрес: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138) о взыскании в федеральный бюджет задолженности в размере 26 802 812,56 руб. по договорам купли-продажи лесных насаждений.
Решением суда от 03.08.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ЛОКП "Ленобллесхоз" в федеральный бюджет взыскана задолженность в размере 26 802 812,56 руб.
На указанное решение ЛОКП "Ленобллесхоз" подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просил решение суда от 03.08.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик указал, что резолютивная часть обжалуемого решения не соответствует заявленным требованиям Комитета, а именно не указаны договоры купли-продажи лесных насаждений, а также не указан код классификации доходов федерального бюджета, которые заявлены в иске. Податель жалобы сослался на часть 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", полагая, что в резолютивной части решения суда должен быть указан долг по каждому договору в отдельности с указанием кода классификации доходов федерального бюджета.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно в обжалуемом решении не указан расчет взыскиваемой денежной суммы по каждому договору, не указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка.
Ответчик также заметил, что исковое заявление подано Комитетом в январе 2011 после окончания срока (01.01.2010) осуществления юридических действий от имени Правительства Ленинградской области, установленных постановлением Правительства Ленинградской области от 02.11.2009 N 327.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет указал, что ответчиком неверно истолковано постановление Правительства Ленинградской области от 02.11.2009 N 327. В соответствии с пунктом 3 настоящего постановления Комитет от имени Правительства Ленинградской области осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Ленинградской области и Российской Федерации в части полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, без каких-либо временных ограничений.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, заявил ходатайство об изменении способа исполнения судебного акта, а именно просил указать способ исполнения судебного акта: о взыскании задолженности путем обращения взыскания на недвижимое (жилое) имущество, находящееся у ЛОКП "Ленобллесхоз".
По правилам пункта 1 статьи 319, пункта 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительство Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 02.11.2009 N 327 "О реализации отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации" осуществляет предоставление земель лесного фонда на территории Ленинградской области. Во исполнение данного постановления между Правительством Ленинградской области и ЛОКП "Ленобллесхоз" заключены договоры купли-продажи лесных насаждений от 02.12.2009 NN 185-гк1-09, 187-гк1-09,183-гк1-09, от 03.12.2009 NN 210-гк1-09, 209-гк1-09, 213-гк1-09, 211-гк1-09, 215-гк1-09, 204-гк1-09, 205-гк1-09, 207-гк1-09, 208-гк1-09, от 04.12.2009 N 218-гк1-09, от 08.12.2009 NN 248-гк1-09, 249-гк1-09, 263-гк1-09, 258-гк1-09, 256-гк1-09, 270-гк1-09, 277-гк1-09, 250-гк1-09, 252-гк1-09, 240-гк1-09, от 07.12.2009 N 234-гк1-09, от 21.08.2009 NN150-гк1-09, 149-гк1-09,120-гк1-09,122-гк1-09,119-гк1-09, 118-гк1-09, 132-гк1-09, 159-гк1-09, 143-гк1-09, 162-гк1-09, 160-гк1-09, от 18.08.2009 NN106-гк1-09, 110-гк1-09, от 20.08.2009 N 115-гк1-09, от 30.11.2009 NN 171-гк1-09, 180-гк1-09, 175-гк1-09, 179-гк1-09, от 24.08.2009 N 165-гк1-09, от 09.12.2009 NN 298-гк1-09, 297-гк1-09, 290-гк1-09, 289-гк1-09, 288-гк1-09, 324-гк1-09, 317-гк1-09, 287-гк1-09, 327-гк1-09, 326-гк1-09, 325-гк1-09, 313-гк1- 09, 328-гк1-09, 358-гк1-09, 359-гк1-09, 341-гк1-09, от 10.12.2009 NN 402-гк1-09, 362-гк1-09, 376-гк1-09, от 29.12.2009 N 435-гк1-09, от 11.12.2009 NN432-гк1-09, 434-гк1-09, 433-гк1-09.
По условиям вышеуказанных договоров продавец, действующий в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании государственного контракта от 24.04.2009 N 1 продает, а покупатель приобретает лесные насаждения, местонахождение которых указано в пунктах 2 данных договоров. В разделах 2 договоров сторонами определен объем, подлежащей заготовке древесины.
В соответствии с пунктами 4 договоров передача лесных насаждений осуществляется по акту передачи лесных насаждений в соответствии с приложениями N 2.
Согласно пунктам 15 договоров ответчик обязан внести установленную договорами плату в течение 10 дней с момента подписания настоящих договоров и представить продавцу документы, подтверждающие произведенную оплату. Оставшаяся часть оплачивается не позднее 4 квартала 2009 года.
Поскольку ЛОКП "Ленобллесхоз" не исполнило надлежащим образом принятые на себя по договорам обязанности по внесению платы, у него образовалась задолженность в сумме 26 802 812 руб. 56 коп., что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований Комитет сослался на нормы Лесного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778, постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, Приказы Рослесхоза от 25.12.2008 N 413 и от 05.11.2008 N 337, Положение о Комитете.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел выводу о том, что исковые требования обоснованы по праву и по размеру, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Полномочия Комитета в области лесных отношений определены постановлением Правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 164.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе, организацию и проведение соответствующих аукционов. Таким образом, осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений возложено на орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Ленинградской области.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласно подпунктам 2, 3 пункта 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия; организует деятельность по осуществлению субъектов Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 38 закона Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областным законам.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 164 "О Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" утверждено Положение, согласно которому Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, формируемым Правительством Ленинградской области в целях осуществления закрепленных за ним полномочий и функций на территории Ленинградской области. В силу пунктов 1.2, 2.8, 4.2 Положения Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере лесных отношений, осуществляет администрирование платежей в бюджетную систему Российской Федерации в пределах установленных полномочий, в том числе, принимает решения о предъявлении в установленном порядке исков в суд, арбитражный суд в пределах предусмотренных лесным законодательством полномочий. Пунктом 3 постановления Правительства Ленинградской области от 02.11.2009 N 327 установлено, что Комитет осуществляет от имени Правительства юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Ленинградской области и Российской Федерации в части полномочий, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, и указанных в пункте 1 данного постановления, в том числе, имеет право предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет полномочия в рамках действующего законодательства.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно положениям статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Факт передачи истцом лесных насаждений ответчику подтверждается подписанными сторонами актами.
Сумма основного долга, подлежащего уплате в федеральный бюджет, составляет 26 802 812,56 руб. При сверке расчетов указанная сумма долга подтверждена ЛОКП "Ленобллесхоз".
Поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств оплаты задолженности по договорам купли-продажи лесных насаждений, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Комитета.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом первой инстанций установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе относительно кода классификации, были предметом надлежащей оценки суда первой инстанции и объективно отклонены.
Ссылка ЛОКП "Ленобллесхоз" на отсутствие досудебного претензионного порядка также является несостоятельной, поскольку условиями договоров купли-продажи лесных насаждений не предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования разногласий.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству ответчику была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с ЛОКП "Ленобллесхоз" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 августа 2011 по делу N А56-12905/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ЛОКП "Ленобллесхоз" в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 164 "О Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" утверждено Положение, согласно которому Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, формируемым Правительством Ленинградской области в целях осуществления закрепленных за ним полномочий и функций на территории Ленинградской области. В силу пунктов 1.2, 2.8, 4.2 Положения Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере лесных отношений, осуществляет администрирование платежей в бюджетную систему Российской Федерации в пределах установленных полномочий, в том числе, принимает решения о предъявлении в установленном порядке исков в суд, арбитражный суд в пределах предусмотренных лесным законодательством полномочий. Пунктом 3 постановления Правительства Ленинградской области от 02.11.2009 N 327 установлено, что Комитет осуществляет от имени Правительства юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Ленинградской области и Российской Федерации в части полномочий, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, и указанных в пункте 1 данного постановления, в том числе, имеет право предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
...
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно положениям статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)."
Номер дела в первой инстанции: А56-12905/2011
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Ответчик: ЛОКП "Ленобллесхоз"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ