г. Пермь |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А60-36045/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Михалев Владислав Владимирович: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Михалева Владислава Владимировича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2011 года
по делу N А60-36045/2011,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению Михалева Владислава Владимировича
к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения,
установил:
Михалев Владислав Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 31.08.2011 г.. об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплект" и возложении обязанности по государственной регистрации данного общества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что применение ОКВЭД 029-2007 при заполнении заявления по форме N Р11001 является правомерным, в связи с чем отказ в государственной регистрации общества необоснованным.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что Михалев В.В. 24.08.2011 обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица (Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплект"), представив следующие документы: заявление формы N Р11001, устав ООО "ТехКомплект", решение о создании общества, квитанцию об уплате государственной пошлины, гарантийное письмо Михалева В.В.- собственника помещения о предоставлении данного помещения обществу путем заключения договора аренды, копию свидетельства о регистрации права собственности на данное помещение, доверенность представителя.
Решением от 31.08.2011 налоговым органом отказано в государственной регистрации ООО "ТехКомплект" на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее -
Закона о государственной регистрации) в связи с непредставлением предусмотренных указанным законом документов, а именно: среди представленных документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании с достоверными сведениями
об ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что принятое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания решения государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В силу п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
В статье 12 Закона о государственной регистрации содержится подробный, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, среди которых: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; - учредительные документы юридического лица; - документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других
документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Таким образом, представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст.12 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должно не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления
документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие
документы.
В силу подпункта "п" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с п.1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма N Р11001 заявления о государственной регистрации юридического
лица при его создании утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
В заявлении по форме N Р11001 указываются сведения о видах экономической деятельности код по ОКВЭД и наименование вида деятельности.
Из материалов дела следует, что Михалев В.В. в заявлении по форме Р11001 в листе "М" данного заявления под кодом 51.8 указал вид экономической деятельности "оптовая торговля машинами и оборудованием".
Данный вид деятельности определен заявителем в соответствии с ОК ВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) с указанием в нем кода по ОКВЭД 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) 51.8, тогда как налоговый орган пришел к выводу, что должен быть указан код 51.6 по ОКВЭД 029-2001 (КДЕС ред. 1.1).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 (приложение N 8) на период с 01.01.2008 до 01.01.2011 (срок действия продлен до 01 января 2013г.) для его использования при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред.1).
В соответствии с Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 принят и введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст. Данный ОКВЭД используется при решении основных задач, связанных, в том числе с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации.
Поскольку в период с 01.01.2008 до 01.01.2011, а также в период с 01.01.2011 по 01.01.2013 действуют ОКВЭД ОК 029-2007 и ОКВЭД ОК 029-2001, задачи которых различны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в целях регистрации классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, в обеспечение единообразного (в соответствии с ОК 029-2001) отражения кодов видов экономической деятельности должен применяться ОК 029-2001. Данный подход должен быть единым. Заявленные сведения о кодах видов экономической деятельности, которыми юридическое лицо намерено заниматься, не должны быть смешанными, часть из одного ОКВЭД, часть из другого.
Кроме того, согласно коду 51.8 ОКВЭД ОК 029-2007 вид экономической деятельности "оптовая торговля машинами и оборудованием" включает в себя только оптовую торговлю от своего имени (за собственный счет, без посредников). Код же 51.6 ОКВЭД ОК 029-2001 включает в себя более широкое понятие "оптовую торговлю машинами и оборудованием".
Единовременное применение обоих классификаторов, имеющих разное предназначение, приводит к недостоверной информации, что и было установлено по настоящему делу налоговым органом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, недопустимо.
Таким образом, следует вывод, что при регистрации хозяйствующего субъекта коды видов экономической деятельности должны соответствовать коду общепринятого, установленного для этих целей, ОКВЭД ОК 029-2001.
Следует отметить, что в соответствии с Письмом ФНС РФ от 11.07.2008 N ЧД-6-6/488@ до получения соответствующих разъяснений ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 01.01.2003.
Согласно Письму ФНС РФ от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001.
Регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием ОКВЭД 029-2007, вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом N 129-ФЗ документов.
Поскольку неверное указание кода по ОКВЭД не может быть устранено по собственной инициативе регистрирующего органа, таких полномочий у налогового органа нет, выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица.
Таким образом, заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в заявлении противоречий.
Заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании следует признать непредставленным Михалевым В.В., поскольку при заполнении листа "М" (сведения о видах экономической деятельности) были представлены недостоверные данные при определении вида экономической деятельности.
Указание недостоверных сведений в заявлении о регистрации юридического лица фактически означает незаполненность его соответствующих граф, вследствие чего заявление считается непредставленным, что является правовым основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица (п.п. "а" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение налогового органа от 31.08.2011 об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица ООО "ТехКомплект" принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2011 года по делу N А60-36045/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Михалева Владислава Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 (приложение N 8) на период с 01.01.2008 до 01.01.2011 (срок действия продлен до 01 января 2013г.) для его использования при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред.1).
В соответствии с Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии N 329-ст от 22.11.2007 ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред.1.1) используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
...
Следует отметить, что в соответствии с Письмом ФНС РФ от 11.07.2008 N ЧД-6-6/488@ до получения соответствующих разъяснений ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 01.01.2003.
Согласно Письму ФНС РФ от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001.
Регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием ОКВЭД 029-2007, вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом N 129-ФЗ документов.
...
Указание недостоверных сведений в заявлении о регистрации юридического лица фактически означает незаполненность его соответствующих граф, вследствие чего заявление считается непредставленным, что является правовым основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица (п.п. "а" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ)."
Номер дела в первой инстанции: А60-36045/2011
Истец: Михалев Владислав Владимирович
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1131/12