г. Самара |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А55-21678/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Солодовников А.А., доверенность от 28.07.2010 г.,
от налогового органа - Славинская Ю.Г., доверенность от 27.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Промышленному району г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-21678/2011 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению открытого акционерного общества Самарский завод "Экран" (ИНН 6319033724), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
о признании действия незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Самарский завод "Экран" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований от 26.12.2011 г., принятого судом первой инстанции об обжаловании действий ИФНС России по Промышленному району г. Самары (далее налоговый орган), выразившихся в отражении в справке N 960 о состоянии расчетов на налогам и сборам сведений о наличии задолженности по налогу на прибыль зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 216 285, 59 руб., задолженности по пени в соответствующей части; по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 1 007 510, 20 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по водному налогу в сумме 45 659 руб., задолженности по пени в сумме 33 504, 64 руб.; задолженности по налогу на прибыль зачисляемому в местный бюджет в сумме 25 023, 47 руб., задолженности по пени в сумме 3 418, 4 руб.; задолженности по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в бюджет субъекта РФ в сумме 541, 63 руб., задолженности по пени в сумме 552, 24 руб.; задолженности по земельному налогу за земли городов и поселков в сумме 359 659, 13 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по специальному налогу (остатки прошлых лет) в сумме 116 030, 63 руб., задолженности по пени в сумме 116 994, 11 руб.; задолженности по целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территории, в сумме 126 176, 45 руб., задолженности по пени в сумме 113 434, 36 руб.; задолженности по прочим местным налогам (в том числе задолженность по сборам на содержание ЖКХ) в сумме 245 976, 56 руб., задолженности по пени в сумме 231 726, 56 руб. и о возложении на налоговый орган обязанности принять решение о признании этой задолженности безнадежной ко взысканию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-21678/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, считает, что судом неправильно применены нормы налогового законодательства и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по запросу общества выдана справка N 960 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2011 г., в которой указано на наличие у заявителя задолженности по налогу на прибыль зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 216 285, 59 руб., задолженности по пени в соответствующей части; по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 1 007 510, 20 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по водному налогу в сумме 45 659 руб., задолженности по пени в сумме 33 504, 64 руб.; задолженности по налогу на прибыль зачисляемому в местный бюджет в сумме 25 023, 47 руб., задолженности по пени в сумме 3 418, 4 руб.; задолженности по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в бюджет субъекта РФ в сумме 541, 63 руб., задолженности по пени в сумме 552, 24 руб.; задолженности по земельному налогу за земли городов и поселков в сумме 359 659, 13 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по специальному налогу (остатки прошлых лет) в сумме 116 030, 63 руб., задолженности по пени в сумме 116 994, 11 руб.; задолженности по целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территории, в сумме 126 176, 45 руб., задолженности по пени в сумме 113 434, 36 руб.; задолженности по прочим местным налогам (в том числе задолженность по сборам на содержание ЖКХ) в сумме 245 976, 56 руб., задолженности по пени в сумме 231 726, 56 руб.
Пунктом 10 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
В Методических указаниях по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") указано, что суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Отражение в справке о расчетах с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика тем, что такие сведения в ней будут препятствовать получению справки об отсутствии задолженности, что затрудняет получение кредитов, оформление земельных участков, приобретение сельскохозяйственной техники в лизинг и создает препятствия нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Заявитель в обоснование заявления указывает на то, что задолженность по налогу на прибыль зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 216 285, 59 руб., задолженности по пени в соответствующей части; по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 1 007 510, 20 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по водному налогу в сумме 45 659 руб., задолженности по пени в сумме 33 504, 64 руб.; задолженности по налогу на прибыль зачисляемому в местный бюджет в сумме 25 023, 47 руб., задолженности по пени в сумме 3 418, 4 руб.; задолженности по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в бюджет субъекта РФ в сумме 541, 63 руб., задолженности по пени в сумме 552, 24 руб.; задолженности по земельному налогу за земли городов и поселков в сумме 359 659, 13 руб., задолженности по пени в соответствующей части; задолженности по специальному налогу (остатки прошлых лет) в сумме 116 030, 63 руб., задолженности по пени в сумме 116 994, 11 руб.; задолженности по целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территории, в сумме 126 176, 45 руб., задолженности по пени в сумме 113 434, 36 руб.; задолженности по прочим местным налогам (в том числе задолженность по сборам на содержание ЖКХ) в сумме 245 976, 56 руб., задолженности по пени в сумме 231 726, 56 руб. согласно справке N 960 является просроченной.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Заявителем в судебном порядке обжаловались требования налогового органа о взыскании суммы пени, в силу пропуска налоговым органом установленного ст.46, 47 НК РФ срока для взыскания суммы недоимки на которую данные суммы пени начислены.
Вступившими в законную силу судебными актами:
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10963/2008 от 26.09.2008 г., требование N 93 от 23.06.2008 г. об уплате налога на прибыль зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 216 285, 59 руб., пени в размере 232 283 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием об утрате права налогового органа на бесспорное взыскание как основной суммы недоимки по налогу на прибыль, возникшей в 2004 и 2005 году, так и пеней начисленных на указанные суммы;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10965/2008 от 26.09.2008 г. требование N 96 от 23.06.2008 г. об уплате налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 1 007 510, 20 руб. пени в размере 27 226, 39 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием об утрате права налогового органа на бесспорное взыскание как основной суммы недоимки по налогу на прибыль возникшей в 2004 и 2005 году, так и пеней начисленных на указанные суммы;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-771/2008 от 18.03.2008 г. требование N 793 от 19.12.2007 г. об уплате водного налога на сумму 45 659 руб., пени в размере 490, 48 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием о нарушении налоговым органом сроков для осуществления процедуры бесспорного взыскания сумм пени и отсутствия доказательств, что пени начислены именно на недоимку, указанную в требовании;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-211/2008 от 05.02.2008 г. требование N 728 от 22.11.2007 г. об уплате налога на прибыль зачисляемого в местный бюджет в сумме 25 637 руб. и пени в размере 200, 19 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием, что в рассматриваемом случае пеня начислена за просрочку уплаты налога, доначисленного решением N 11-42/143/01-11/14653 от 26.12.2005 г. Поскольку принудительное взыскание этого налога на момент принятия оспариваемого требования является невозможным ввиду пропуска инспекцией совокупности установленных статьями 46, 47, 48, 70 Кодекса сроков, его исполнение не может быть обеспечено начислением пени;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-11000/2008 от 19.09.2008 г. требование N 101 от 23.06.2008 г. об уплате отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджет субъекта РФ в сумме 541, 63 руб., пени в размере 106, 79 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием в решении о пропуске пресекательного срока взыскания задолженности по данным отчислениям;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-459/2008 от 11.03.2008 г. требование N 736 от 05.12.2007 г. об уплате земельного налога за земли городов и поселков в сумме 359 659, 13 руб., пени в размере 260 638, 13 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием в решении об утрате налоговым органом возможности бесспорного взыскания налога, в связи с пропуском шестидесятидневного срока установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 7 статьи 46, статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-11322/2008 от 22.09.2008 г. требование N 103 от 23.06.2008 г. об уплате специального налога (остатки прошлых лет) в сумме 116 030, 63 руб., пени в размере 19 915, 55 руб. признано недействительным в полном объёме, с указанием в решении об истечении пресекательного срока взыскания недоимки и начисления пени;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-13660/2007 от 30.11.2007 г. требование N 500 от 08.08.2007 г. об уплате целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территорий в сумме 126 176, 45 руб., пени в размере 1 303, 86 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием в решении об истечении предельных сроков для взыскания;
- решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10997/2008 от 19.09.2008 г. требование N 97 от 23.06.2008 г. об уплате прочих местных налогов (в том числе задолженности по сбору на содержание ЖКХ) в сумме 245 976, 56 руб., пени в размере 32 666, 30 руб. было признано недействительным в полном объёме, с указанием в решении об истечении пресекательного срока взыскания недоимки и начисления пени.
Таким образом, сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные ст. 46, 48 Кодекса истекли и налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в справке N 960 по состоянию на 01.10.2011 г. задолженности.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке N 960, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств заявителя.
Заявитель в обоснование заявления указывает на то, что налоговый орган уклонился от принятия решения о признании спорной задолженности безнадежной в порядке ст. 59 НК РФ и списания этой задолженности с лицевого счета заявителя.
Налоговый орган считает, что оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется. Тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Доводы налогового органа об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для списания спорной задолженности, являются несостоятельными.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2011 г. по делу N А38-2178/2010.
Оспариваемые действия налогового органа не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 г. по делу N А55-21678/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговый орган считает, что оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется. Тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Доводы налогового органа об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для списания спорной задолженности, являются несостоятельными.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
...
Оспариваемые действия налогового органа не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А55-21678/2011
Истец: ОАО Самарский завод "Экран"
Ответчик: ИФНС по Промышленному району г. Самары